Компьютерное образование музейных специалистов.
Л.
Я. Ноль, профессор РГГУ и ИПРКИ
Гос. музей изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина
E-mail: noll@gmii.museum.ru
Введение
“…Наблюдающееся в последние несколько лет резкое ускорение развития использования информационных и коммуникационных технологий послужило началом всемирного процесса перехода от “индустриального” к “информационному” обществу.
…В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии.
…В области образования информационные технологии рассматриваются как средство, дополняющее традиционную методику обучения и позволяющее адаптировать системы образования к различным потребностям общества в учебе и подготовке кадров”.
Приведенные выше тексты – цитаты из доклада “Юнеско и информационное общество для всех”, который был представлен на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1995 года. Они свидетельствуют о том, сколь серьезное значение во всем мире придается новым информационным технологиям в сфере культуры.
Российская музейная общественность прекрасно понимает, что музей XXI века сможет нормально функционировать только при условии широкого внедрения современных информационных технологий, и сотни российских музеев уже осваивают их. В то же время, для того, чтобы добиться максимального эффекта от внедрения этих технологий, необходимо не только оснастить музей техническими средствами (компьютеры, телекоммуникационное оборудование и т.д.), создать и внедрить специализированное программное обеспечение, но и подготовить персонал, способный эффективно использовать возможности современных компьютерных технологий.
В докладе рассматриваются вопросы подготовки музейного персонала к работе с этими технологиями, а именно:
Строго говоря, существует еще одна разновидность обучения музейных сотрудников: обучение непосредственно в музее собственными силами специалистов-информатиков музея. Нисколько не занижая значимости такой формы обучения, мы, тем не менее рассматривать ее не будем, так как говорить о каком-либо единстве содержания и методов в этом случае вряд ли можно.
К истории вопроса
Еще в 1985 году в Институте переподготовки работников культуры и искусства (ИПРКИ) Минкультуры СССР (в настоящее время - Минкультуры Российской Федерации) в порядке эксперимента для нескольких групп слушателей был прочитан курс лекций об использовании компьютеров в сфере культуры, в том числе – в музеях. Эксперимент оказался удачным, и с 1986 в 144-часовую программу повышения квалификации музейных специалистов был включен 6 - 12-часовой курс лекций “Применение компьютеров в музее”.
Основная цель курса на этом этапе заключалась в том, чтобы ознакомить музейную общественность с основами компьютерных технологий и убедить в перспективности использования этих технологий в музее. Основной метод обучения – чтение лекций.
Во второй половине 1980-х в ряде организаций культуры появляются Мини-ЭВМ, а затем и персональные компьютеры (ПК). К 1988 году на Мини-ЭВМ, установленной в Министерстве культуры, была внедрена База Данных (БД) по отдельным коллекциям Центрального музея Революции СССР, лаборатория ИПРКИ оснащена несколькими ПК. Это позволило ввести в программу обучения дополнительный раздел, направленный на приобретение слушателями навыков работы с персональным компьютером.
На практических занятиях слушатели получили возможность сесть за терминал и самостоятельно поработать с реальной базой данных о музейных коллекциях, а в лаборатории института – освоить наиболее актуальные программы на персональном компьютере, в первую очередь – работу с редакторами.
Накопленный опыт позволил разработать учебную программу курса “Применение ЭВМ в музее”, рассчитанную на 18 часов (5 - лекции, остальное - практические занятия). Программа была утверждена Министерством культуры СССР. В 1989 году было опубликовано учебно-методическое пособие - конспект лекций “Применение ЭВМ в музеях”. (автор - Л.Я.Ноль).
К началу 1990-х персональные компьютеры устанавливаются не только в крупных столичных, но и в небольших региональных музеях. страны, в этот же период появляются первые типовые проекты Автоматизированных Рабочих Мест (АРМ) музейного сотрудника, разработанные организациями Минкультуры СССР, Минкультуры РФ, специализированными фирмами.
В учебную программу был внесен новый раздел, посвященный знакомству с типовыми проектами музейной компьютерной системы.
В первой половине 1990-х активизируются контакты российских специалистов с международными организациями, в частности - с комитетами CIDOC, AVICOM, появляется актуальная информация о зарубежных системах, национальных и международных проектах.
Бурное развитие компьютерных технологий в середине 1990-х, появление мультимедиа, широкое внедрение телекоммуникационных средств существеннейшим образом отразились на роли и месте информационных технологий в музее. Эти изменения нашли свое отражение как в изменении содержания учебных программ, так и в формах и методах работы со слушателями.
Стало очевидно, что практические занятия следует проводить на базе наиболее передовых музеев, оснащенных современными информационными комплексами и имеющими положительный опыт их использования, а для чтения лекций и проведения лабораторных занятий следует привлекать ведущих специалистов этих музеев. Важнейшую роль в организации таких мероприятий сыграла ( и будет играть в дальнейшем) основанная в 1996 году в России Ассоциация по документации и новым информационным технологиям АДИТ – профессиональный клуб, объединяющий наиболее компетентных российских специалистов, работающих в сфере музейной информатики. В 1997 году сформировалось ядро педагогического коллектива, способного обеспечить проведение учебного процесса на самом высоком современном уровне.
В 1997-98 гг. была коренным образом переработана учебная программа, и с 1998 года обучение проводится силами квалифицированных педагогов – членов АДИТ по новой программе “Современные информационные технологии”. Основной акцент в новой программе переносится на активные формы обучения и знакомство с передовым опытом внедрения новых информационных технологий непосредственно на базе ведущих музеев страны.
Учебная программа для музейных профессионалов
Общие сведения
Учебная программа курса “Современные информационные технологии в музее” является базовой при переподготовке музейных специалистов. Обучение по этой программе осуществляется на кафедре музейного дела Российского института переподготовки работников культуры, искусства и туризма Минкультуры РФ.
Основная цель курса - познакомить слушателей с новейшими информационными технологиями, предназначенными для использования (и уже используемыми) в деятельности музеев и научить их использованию этих технологий в своей практической работе.
Задачи, которые должны быть решены в процессе изучения курса слушателями:
Теоретический курс позволит слушателям освоить основные понятия науки информатики применительно к музейной деятельности, получить знания в объеме, позволяющем осознать новую целевую установку, которая будет поставлена перед современным музеем, правильно оценить роль и место компьютерных технологий в деятельности музея, свободно ориентироваться в проблемах, которые возникнут в музее с применением этих технологий.
На практических слушатели изучат средства и методы компьютерной обработки данных о музейных коллекциях, познакомятся с конкретными музейными информационными системами, реализованными как в крупных музеях (Музеи Московского Кремля, ГМИИ им.А.С.Пушкина, ГИМ, Дарвиновский музей, Геологический музей, Центр мультимедиа ПИК и др.), так и в небольших региональных музеях, познакомятся с типовыми проектными решениями, которые позволяют установить и отладить Автоматизированную систему обработки данных о коллекциях в конкретном музее (разработки Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ, фирмы АЛЬТ-СОФТ из С.Петербурга), приобретут навыки, которые позволят им быстро адаптироваться в современном музее.
Как уже отмечалось выше, занятия проводят штатные педагоги ИПРКИТ, а также ведущие специалисты музеев Москвы – члены АДИТ, имеющие многолетний практический опыт создания и внедрения информационных систем.
Занятия ведутся в группах не более 7 человек. Группы формируются в зависимости от уровня подготовки и специализации слушателей.
В процессе работы над курсом используются самые разнообразные методы изучения дисциплины:
В результате слушатели, прошедшие подготовку по Курсу, должны быть подготовлены к использованию в музее современных компьютерных технологий. Знания, приобретенные в процессе обучения, должны позволить музейным специалистам:
Формы контроля обучения - устный опрос и собеседования, система контрольных вопросов, зачет.
Содержание курса
Тема 1.: Информатизация в музеях: история, современное состояние, перспективы.
Вводная лекция знакомит слушателей с причинами информационного кризиса середины XX столетия, его проявлениями в сфере культуры и, в частности, в музейной деятельности, с методами и средствами преодоления кризисной ситуации. Анализируются основные этапы компьютеризации музеев, роль новых информационных технологий в музеях на пути к открытому информационному обществу.
Тема 2.: Автоматизированные информационные системы в музеях: общая концепция.
На лекции, посвященной этой теме, слушатели знакомятся с различными подходами к созданию автоматизированных информационных систем (АИС) как для отдельных музеев различного типа, так и к созданию общегосударственной системы учета музейных коллекций. Анализируются цели и задачи создания АИС, общие требования к системе и ее функциональные характеристики. Основное внимание уделяется описанию типовых проектных решений, направленных на совершенствование основной деятельности музея (учет коллекций, научная, реставрационная, выставочная, популяризационная, издательская деятельность), а также организации работ по созданию и внедрению системы.
Тема 3.: Технология обработки данных: работа с текстами.
В основе информационной системы по коллекциям музея лежит компьютерная база данных, с принципами создания которой слушатели должны быть хорошо знакомы. Основное внимание слушателей при изучении этого раздела акцентируется на следующих вопросах:
Изучение этой темы включает как лекционный материал, так и практические занятия в компьютерном классе.
Тема 4.: Технология обработки данных: работа с изображениями.
Использование текстовых баз данных уже не удовлетворяет пользователей компьютерных систем, “картинка” на экране монитора становится необходимой принадлежностью информационной системы о музейных коллекциях. Электронные изображения дают зрительный образ предмета и поэтому необходимы практически всем специалистам музея: в учетной и фондовой работе, в реставрационной и выставочной работе, в сфере популяризации, издательской деятельности и т.д. Поэтому изучению технологии создания, обработки, хранения и представления изображений в программе уделяется самое серьезное внимание. На лекциях и на практических занятиях слушатели изучают различные приемы создания электронных изображений (путем сканирования с репродукций и слайдов, с помощью цифровых фото и видео камер и др.), их хранения (на магнитооптических дисках, CD-ROM дисках и др.), и представления (в том числе – в ИНТЕРНЕТ), знакомятся с наиболее передовыми технологиями, используемыми в рамках международных проектов.
Изучение этой темы включает как лекционный материал, так и практические занятия в компьютерном классе и в лабораториях ведущих музеев.
Тема 5.: Автоматизированное рабочее место сотрудника музея
Эта тема посвящена изучению различных проектов реализации музейной компьютерной системы, анализу их характеристик и особенностей. В процессе обучения слушатели знакомятся с работой типовых АРМ’ов (КАМИС разработка фирмы АЛЬТ-СОФТ, АС-МУЗЕЙ, разработка ГИВЦ Минкультуры России), с уникальными проектными решениями, реализованными в ведущих музея Москвы, приобретают первоначальные навыки работы с музейной компьютерной системой..
Изучение этой темы включает как лекционный материал, так и практические занятия в компьютерном классе, в лабораториях ведущих музеев, в лабораториях организаций-разработчиков типовых АРМ.
Тема 6.: Технология мультимедиа в музее
Технология мультимедиа занимает в современном компьютерном мире одно из ведущих мест. Объединяя в единое целое различные виды данных (текст, звук, графику, видео, анимацию), активно используя гипертекстовые ссылки и свойство интерактивности, мультимедиа предоставляет музею уникальные возможности в самых различных видах деятельности, в том числе:
В рамках этой темы слушатели знакомятся с ретроспективой использования технологии мультимедиа в музейной практике, с основными принципами создания электронных публикаций, получают практические навыки работы с лучшими CD-ROM публикациями о российских и зарубежных музеях.
Тема 7.: ИНТЕРНЕТ в музее
К глобальной коммуникационной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ сегодня подключены десятки миллионов пользователей, и среди них – тысячи музеев во всем мире.
С основными видами сервиса в ИНТЕРНЕТ, которые используются в настоящее время в музеях, слушатели знакомятся на лекции, навыки работы в ИНТЕРНЕТ приобретаются на практических занятиях в ИНТЕРНЕТ-классе. Основное внимание уделяется освоению двух режимов ИНТЕРНЕТ:
Тема 8.: Инструментальные и программные средства в АИС
Большинство сотрудников, работающих в музеях, получили гуманитарное образование и имеют весьма поверхностное представление о средствах вычислительной техники. Поэтому один из разделов программы посвящен знакомству с аппаратным комплексом музейной информационной системы. Слушатели знакомятся с принципом действия и устройством персонального компьютера, с периферийными устройствами, входящими в комплект музейной информационной системы, такими, как принтеры, сканеры, устройства архивации, устройства для ввода в компьютер изображений и др. Слушатели также получают рекомендации, касающиеся выбора характеристик аппаратно-программного комплекса для музея.
Тема 9.: Международное сотрудничество в сфере информатизации музеев
Проблема доступности мирового культурного наследия является в настоящее время одной из важнейших на пути к открытому информационному обществу, и ключ к ее решению – это использование новейших компьютерных и телекоммуникационных технологий.
В этой связи особенно важна роль международных организаций и инициатив. На лекции и семинарах слушатели знакомятся с работой музейных международных и национальных организаций, в том числе:
Учебная программа для студентов университетов
В 1997 году на факультете музеологии Российского Государственного Гуманитарного Университета был впервые прочитан курс "Современные информационные технологии в музеях", рассчитанный на 36 академических часов, (насколько это известно автору, ранее такой курс не читался ни в одном высшем учебном заведении России). В настоящее время этот курс введен в блок базовых дисциплин учебного плана РГГУ.
Тематически и содержательно программа, подготовленная для студентов университета, весьма близка рассмотренной выше программе для музейных профессионалов. Различие можно наблюдать в объемах, методических подходах к построению учебного процесса, в организации обучения, что определяется разницей в практическом опыте музейной работы и подготовленности в области информатики этих двух категорий обучающихся.
Совершенствование учебных программ
Мы предусматриваем два направления развития учебных программ.
Первое - это совершенствование существующих базовых программ, в том числе:
Введение формы дистанционного обучения может существенно изменить как баланс различных форм обучения (лекции, практические занятия в лабораториях института и непосредственно в музеях, консультации и др,), так и сами функции учебного центра
Второе - создание новой дополнительной учебной программы, которая давала бы возможность получить специализацию "Новые информационные технологии в музее" с соответствующей записью в дипломе.
Цель такой программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно участвовать в разработке, внедрении и эксплуатации новых информационных технологий в музее. Эта программа будет включать серию спецкурсов (до десяти и более, общий объем - около 250 академических часов), рассчитанных на достаточно глубокое изучение всех необходимых теоретических разделов информатики, подробное знакомство с методами создания и внедрения информационно-технологических комплексов в музеях, практическое ознакомление с автоматизированными информационными системами, эксплуатируемыми в федеральных и региональных музеях.
В настоящее время эта программа находится в стадии разработки. В ее создании принимают участие сотрудники специализированных кафедр РГГУ, ведущих российских музеев, НИИ культуры Минкультуры РФ. Организационно создатели программы будут объединены под эгидой Ассоциации по документации и новым информационным технологиям (АДИТ), в рамках которой в ближайшее время будет создана Рабочая группа по проблемам образования.
Литература
1. Печатные публикации на русском языке:
2. Публикации, доступные из ИНТЕРНЕТ (сервер МУЗЕИ РОССИИ по адресу: www.museum.ru):
2.1 Тезисы докладов АДИТ-97
2.2 Тезисы докладов АДИТ-98:
Ноль Лев Яковлевич
Родился в
1934 году в Москве. Окончил
Московский Авиационный Институт в
1958. С 1958 по 1978 работал над созданием
автоматических систем управления
летательными аппаратами. С 1978 года
занимается проблемами применение
компьютерных технологий в сфере
культуры. С 1978 по 1989, работая в
Научно-Исследовательском Центре
Министерства Культуры СССР, был
руководителем проекта
“Автоматизированная
информационная система по
памятникам истории и культуры
СССР”. Принимал активное участие в
международном проекте “Рабочая
группа социалистических стран по
реставрации памятников истории и
культуры”.
С 1989 по настоящее время заведует
отделом информатики ГМИИ им.
А.С.Пушкина. Под его руководством
проводятся
научно-исследовательские и
проектные работы по созданию и
совершенствованию
автоматизированной информационной
системы о коллекциях музея,
осуществляется подготовка
электронных изданий о музее (CD-ROM,
сайты в INTERNET и др.).
Кроме того, Л.Я. Ноль проводит
активную педагогическую
деятельность в качестве профессора
на кафедре музеологии Российского
Государственного гуманитарного
университета и на кафедре
музейного дела Российского
института переподготовки
работников культуры и искусства.
Автор более 50 публикаций,
большинство из которых посвящены
проблеме применения современных
информационных технологий в сфере
культуры, в том числе - автор
нескольких учебных программ и
учебно-методических пособий по
теме “Компьютерные технологии в
музее”.
С 1991 года Л.Я.Ноль состоит членом
Международного совета музеев IСОМ,
участвовал с докладами на
международных конференциях в
Любляне, Кэмбридже, Вашингтоне,
Сан-Диего, Лондоне, Нюренберге.
Является одним из организаторов и
членом бюро Российской Ассоциации
по документации и новым
информационным технологиям
Российского комитета
Международного совета музеев IСОМ..