EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Эволюционное направление школьной реформы


Семчук Николай Николаевич
Зав. лабораторией экспериментальной ботаники
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
Тел.: (816 22) 53518
Факс: (816 22) 25005
E-mail: snn@novsu.ac.ru
http://www.novsu.ac.ru

Тезисы:

Н.Н.Семчук, зав. лабораторией экспериментальной ботаники НовГУ, учитель биологии Новгородской гимназии «Эврика», соросовский доцент, учитель высшей квалификационной категории, изобретатель СССР



Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Адрес: Великий Новгород, Б. Санкт-Петербургская 41. Tel. (816 22) 34598 доб. 37, Fax (816 22) 24110, E-mail: “snn”



ЭВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Обучение, отметка, здоровье, экзамен, стандарт, реформа, эффект, мотивация, развитие.

Работа посвящена анализу возможности эволюционных изменений системы российского образования в современных социально-экономических условиях.

Что может дать реализация предлагаемых изменений?

1. Защиту здоровья детей, учителей и родителей.

2. Формирование у школьников устойчивой мотивации к обучению.

3. Создание объективных условий для развития творческих способностей личности.

4. Оптимизацию процесса выбора профессии и перехода к профессиональному образованию.

Идеи, на которых основаны предложения (за исключением, пожалуй, одного, которое касается шкалы отметок), не являются новыми. Сущность предлагаемых компонентов реформы образовательного процесса:

1. Реструктуризация государственного образовательного стандарта.

2. Использование бинарной шкалы отметок для оценки достижений учащихся.

3. Изменение статуса и формы экзамена.

Особенность проекта заключается в двух моментах – в проявлении эффекта синергизма за счет уникального сочетания предпринимаемых действий и в использовании специфики российской системы образования. Первые два компонента и создают указанный выше эффект взаимного усиления (эффект синергизма). Более того, использованные раздельно, они практически бесполезны или, по меньшей мере, малоэффективны. Предлагаемая методика реструктуризации государственного образовательного школьного стандарта (следует особо подчеркнуть – в сочетании с реконструкцией шкалы отметок) позволяет не только полностью сохранить современное содержание образования, но даже последовательно и существенно (практически – без жестких рамок) увеличивать его объем и сложность.

Суть реструктуризации состоит в разделении содержания образования на две части – обязательную и творческую. Причем усвоение обязательной части стандарта оценивается в 5,0 балла, без каких либо дополнительных условий. Усвоение же творческой части стандарта оценивается по творческой шкале последовательно в 5,1; 5,2; 5,3; 5,4; 5,5; 5,6; 5,7; 5,8; 5,9 балла в соответствии с количеством и сложностью освоенного материала. Таким образом, отметка «отлично» получает десять уровней, из которых только первый является обязательным. В случае необходимости (например, для оценки результатов ЕГЭ) можно легко перейти и к ста уровням, добавив в качестве значимых сотые доли (например, 5,49 балла).

Во всех существующих модификациях достижения учащегося оцениваются исходя из 100%-го выполнения программы. Новизна предложенной бинарной шкалы отметок заключается в появлении возможности оценки достижений ребенка, которые превышают норму отличного результата. Бинарная шкала отметок позволяет проводить оценку уровня подготовленности учащегося по обязательной части стандарта (в пределах базовой части шкалы от 1,0 до 5,0 балла), и творческой части стандарта (в пределах творческой шкалы от 5,1 до 5,9 балла). Практически речь идет об известном желании учителя поставить пять с плюсом, чтобы отметить выдающийся ответ, результат. Но если в дневнике или даже классном журнале поставить 5+ или 5++, то в аттестате сейчас такая отметка не будет отражена. Оценка успехов, которые превышают норматив отличной отметки (при условии регистрации этих достижений в аттестате), может явиться стабильным и мощным стимулом к учению.

Однако, как уже было отмечено выше, одна только шкала отметок (в том числе и творческая) все-таки не сможет радикально изменить ситуацию. Ключевыми моментами в данном случае являются объем и уровень сложности содержания образования обязательной части стандарта. По большинству предметов школьной программы оба эти параметра нужно изменить в сторону уменьшения. Следует признать, что именно объем и сложность обязательной части стандарта могут способствовать (или, напротив, препятствовать) развитию творческих способностей личности. Большой объем и высокий уровень сложности программы по всем предметам не позволяет многим детям в силу физической и психической перегрузки достичь максимально высоких результатов по тем предметам, которые им нравятся, то есть проявить относительно них свою одаренность. Кроме того, выше пятерки прыгнуть невозможно, что в результате оказывается мощным сдерживающим фактором гармоничного индивидуального развития способностей и, соответственно, «потери» в каждом классе не одного одаренного ребенка.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо