Информатизация как инструмент музейного менеджмента (к постановке проблемы) | Загоскин Денис Владимирович Заместитель директора по научно-исследовательской работе и информатизации Томский областной краеведческий музей Адрес: 634050, г. Томск, просп. Ленина, д. 75 Тел.: (3822) 51-30-47 Факс: (3822) 51-39-13 E-mail: museum@trecom.tomsk.ru http://museum.trecom.tomsk.ru
|
Кижнер Елизавета Давидовна, Томский областной краеведческий музей, (83822)514337 Тезисы: Под термином «информатизация» обычно понимают процесс внедрения в музейные практики компьютерного оборудования и информационных технологий. Мы намерены говорить об информатизации как о факторе формирования некой стратегии музейного менеджмента.
1. ЗАЧЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ? О целях, связанных с развитием внутренних производственных процессов в музеях, написано и сказано достаточно много. Но налицо отсутствие некой стратегии, которая могла бы позволить рассматривать информатизацию в качестве способа освоения музеями потребительской среды, серьезно изменившейся в 1990-е годы. Восстановление утраченных позиций в этой среде, взаимодействие с ней на уровне, отвечающем ее современному состоянию и требованиям - это проблема, от которой зависит само выживание музеев.
2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – СРЕДСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЛЕДИЯ. Очевидно, что в сохранении историко-культурного наследия ради сохранения, изучении ради изучения, и т.д. в сегодняшнем социуме никто не заинтересован. Набор функций музея есть лишь необходимый инструмент для удовлетворения многообразных потребностей различных общественных структур и групп. Любые потребности могут формироваться целенаправленным образом, проблема в том, что музейный менеджмент не владеет средствами их формирования. Музеи, располагая уникальным информационным ресурсом, могут обновить эти средства и способы взаимодействия музеев с обществом. И информатизация при правильном определении стратегии музейного менеджмента сможет стать концептуальной, организационной и технологической основой этого обновления – уже потому, что она, по определению, предполагает подход к музейным фондам, как к запасам информации, которые могут стать доступными и востребованными для различных социальных групп и структур.
3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – ЦЕЛИ. Сюда относятся:
- Мобилизация фондовых ресурсов. Сообщение этим ресурсам свойств, позволяющих использовать их на удалении от непосредственных мест хранения, избегая при этом дорогостоящей реставрации, транспортных издержек, огромных страховых взносов и т.д.
- Разработка современных форм музейной информационной продукции и услуг и их продвижение, с учетом потребностей, существующих в социуме.
- Выстраивание системы отношений, нацеленных на эффективное использование наследия между различными службами музейного учреждения с одной стороны, и между музейным учреждением в целом и его потенциальными партнерами, с другой.
Основным содержанием стратегии развития, которую должен разрабатывать музейный менеджмент в связи с информатизацией, станет превращение последней в инструмент эффективного использования культурного наследия. |