Ориентация вещи как основа изучения ее функции | Лихтер Юлия Абрамовна Ведущий специалист Государственное учреждение «Главное Управление охраны памятников г. Москвы» Адрес: 115035, Москва, Пятницкая, 19
|
Кокорина Юлия Георгиевна Тезисы: Изучение любой вещи начинается с описания, в процессе которого упорядочиваются наши знания о том, что описывается. Для этого наши действия должны подчиняться определенным правилам. Французский исследователь Жан-Клод Гарден предложил при описании вещей руководствоваться такими принципами: ориентация, дифференциация, сегментация.
Посмотрим, что дает нам применение первого из этих принципов - ориентации, то есть правильного расположения вещи в пространстве, на двух примерах. Первый пример. В скифской материальной культуре известна группа предметов, имеющих форму крючка, назначение которых не определено. Почти все они происходят из разграбленных могил, поэтому нельзя установить место, где они первоначально располагались. Правильное ориентирование таких крючков в пространстве позволяет предполагать, что они размещались на боку и предназначались для привешивания, возможно футляра для лука.
Пример второй. В погребениях Египта додинастического периода иногда находят чаши, назначение которых неясно. На стенки снаружи нанесен орнамент в виде сетки. На дне орнамент имеет вид розетки. Можно предполагать, что чаша должна была быть доступна взгляду со всех сторон, в том числе и со стороны дна. С другой стороны, на дне во всех случаях сохранились следы копоти. С утилитарной точки зрения дно можно было не украшать, если его не демонстрировали при использовании, а ставили на огонь. Можно предполагать, что при нанесении орнамента мастер рассчитывал на восприятие не только людей, но и богов. Вероятно, перед нами - ритуальная посуда.
Мы рассмотрели две группы материальной культуры древности. В первом случае ориентация позволила определить утилитарное назначение предмета. Во втором мы смогли выдвинуть предположение о его сакральном назначении. |