EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


ГМИИ им. А.С. Пушкина: от музея гипсовых слепков 19 в. к музейному центру 21 в.


Ноль Лев Яковлевич
Заведующий отделом информационного обеспечения
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Адрес: 121019 Москва, Волхонка 12
Тел.: (095) 203-69-74
Факс: (095) 203-43-89
E-mail: finearts@gmii.museum.ru
www.museum.ru/gmii

Толстиков Владимир Петрович, ГМИИ им. А.С. Пушкина, зам директора по развитию

Тезисы:

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина хранит одну из лучших в России коллекций зарубежного искусства. Идея основателя и первого директора музея, профессора Московского Университета Ивана Владимировича Цветаева (1911-1918), заключалась в том, чтобы создать такой музей, который содержал бы уникальную коллекцию слепков, и таким образом познакомить самые широкие слои российского населения с выдающимися памятниками истории и культуры от древнейших времен до наших дней. Музей был торжественно открыт 31 мая 1912 года.
С начала 1920-х годов коллекция музея начала расширяться за счет произведений западноевропейских мастеров, поступавших из частных коллекций (в том числе из знаменитых коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова). В период с 1949 по 1953 годы в помещении музея экспонировалась Выставка подарков И.В.Сталину. Начало послесталинского периода ознаменовалось демонстрацией картин Дрезденской галереи, спасенных во время Великой отечественной войны. С этого момента и по сей день музей постоянно демонстрирует свои замечательные коллекции.
Фундаментальные социальные перемены, происходящие во всем мировом обществе, не могли не отразиться на деятельности ГМИИ им. А.С.Пушкина, который всегда чутко ощущал и активно реагировал на состояние общественного климата. 24 января 1994 года состоялось торжественное открытие уникального Музея Личных коллекций; в 1996 году при Государственном Гуманитарном Университете был открыт Музей Слепков из коллекции, созданной И.В.Цветаевым. Еще ранее (в конце 1980-х) музей стал проявлять активный интерес к использованию информационных технологий (ИТ); в 1989 году в музее был организован Отдел Информатики. Первоначально основные усилия были направлены на использование ИТ для совершенствования учетно-фондовой работы; реализованная в среде MS-DOS База Данных (БД) активно использовалась в музее вплоть до конца 1990-х. В этот период между пятью зданиями музея был проложен оптоволоконный кабель, в зданиях проложена локальная вычислительна сеть, что позволило внедрить централизованную БД на основе системы управления коллекциями KAMIS-Oracle, к которой в настоящее время подключены практически все основные подразделения музея. Во второй половине 1990-х сфера применения ИТ расширилась: музейные сотрудники получили доступ к ИНТЕРНЕТ, был создан и опубликован сайт «ГМИИ им. А.С.Пушкина» на русском и английском языках, что не только дало возможность из любой точки мира познакомиться с музеем и его коллекциями, но и способствовало продвижению положительного имиджа музея.
Прекрасно понимая необходимость революционных преобразований в современных социальных условиях, музей активно реагирует на эти преобразования. В 2003 году в музее создан комплекс подразделений по развитию музея во главе с заместителем директора музея, который приступил к разработке и поэтапной реализации Проекта развития и совершенствования ГМИИ им. А.С.Пушкина на период до 2012 года. Цель проекта - создать существующего музея современный музейный комплекс, ориентированный на удовлетворение запросов посетителей и обеспечивающий выполнение новых социальных функций. С этой целью проектируется освоение новых территорий, строительство новых и реконструкция существующих зданий, в которых разместятся экспозиционные залы, хранилища, реставрационные мастерские, научные и фондовые отделы, административные и технические службы. Уже на первом этапе проекта (в ближайшие 2 – 3 года) предусматривается ввод в эксплуатацию новых подразделений ГМИИ им. А.С. Пушкина, в частности - Музея современного искусства и Центра эстетического воспитания.
Информационные технологии найдут широкое использование при внедрении проекта развития музея. В качестве примера познакомимся с предложениями по использованию ИТ при создания экспозиции Музея современного искусства, которые базируются на концепции создания этого музея, где в частности, декларируется:
«Музей создается на основе материала всемирно известного собрания произведений искусства второй половины XIX – XX веков, поступившего в ГМИИ в 1948 году после расформирования Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), существовавшего в Москве в период 1923-1948 годов и объединявшего знаменитые коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова.
Структура нового музея складывается из трех связанных друг с другом частей:
· Первая и основная из них представляет собой постоянную экспозицию - «выставку шедевров», включающую произведения, связанные с именами московских собирателей С.И. Щукина и И.А. Морозова.
· Вторым структурным элементом Музея современного искусства является группа залов, демонстрирующих так называемые «новые поступления» в этот раздел коллекции ГМИИ – произведения, созданные и вошедшие в состав собрания после 1917 года, в частности – работы, приобретенные для ГМНЗИ в период 1920-х – 1948 годов и произведения современного искусства, поступившие в ГМИИ в послевоенную эпоху.
· В рамках третьей части структуры музея предполагается организация сменных выставок художников ХХ века и современных зарубежных мастеров, что превратит новый Музей в полноправного участника актуального художественного процесса».
В структуре нового музея предлагается рассмотреть возможность создания следующих специализированных зон, базирующихся на использовании ИТ (в том числе – на использовании БД КАМИС-ГМИИ). В одном из вариантов проектного решения предлагается создать:
· «Информационную зону», задача которой - дать посетителю общее представление о музее, помочь ему ориентироваться в экспозиции; в определенном смысле это электронный гид. В этой зоне, располагаемой во Внутреннем Дворике музея, предлагается разместить электронные киоски, оснащенные информационно-справочными программами («Гид по залам музея», «Шедевры» и др.).
· «Образовательную зону», задача которой - проиллюстрировать историю возникновения, гибели и возрождения Государственного музея нового западного искусства, дать общее представление о структуре вновь созданного музея, о его коллекциях, о художниках и др. Эта зона должна располагаться в специальном помещении (видеозале), оснащенном самым современным презентационным оборудованием, позволяющим демонстрировать электронные мультимедийные презентации.
· Зону «Виртуальные выставки». Эта зона соответствует разделу «Сменных выставок художников ХХ века и современных зарубежных мастеров». В этой зоне предполагается установить информационный блок, включающий Электронную панель (экран) и Электронные киоски для демонстрации виртуальных выставок современного искусства. Это может быть исключительно виртуальная выставка, представляющая электронные копии произведений, хранящихся постоянно в ведущих зарубежных музеях, в частных коллекциях и др; это может также быть виртуальная выставка, дополняющая или иллюстрирующая реальную выставку и др.
Музей современного искусства, о котором шла речь выше – это всего лишь один из объектов Культурного музейного комплекса, к созданию которого приступил музей. Информационные технологии найдут самое широкое применение во всех разделах проекта (при создании Центра эстетического воспитания, хранилищ коллекций, реставрационных мастерских и др.). Рассматривая роль и место ИТ в проекте развития музея на 2002 – 2012 годы, мы ориентируемся на более чем десятилетний опыт использования ИТ в ГМИИ, на конструктивный опыте наших отечественных и зарубежных коллег. Учитывая необычайную быстроту в смене информационных технологических и аппаратно-программных продуктов, мы будем оптимизировать проектные решения на момент их принятия с учетом выбранных приоритетов, реального уровня ИТ и имеющихся ресурсов (трудовых, финансовых).


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо