Образовательный сайт art.ioso.ru | Гудилина Светлана Ивановна Зав.лаб.по экспериментальной работе Институт общего среднего образования Адрес: Москва, ул.Погодинская, д.8 Тел.: (095) 245-37-33 Факс: (095) 245-05-13 E-mail: gudilinas@mail.ru
|
Тезисы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ART.IOSO.RU
С.И.Гудилина, ИОСО РАО
Исследования функций интернет-технологий в учебном процессе показывают неоднозначность ситуации. С одной стороны, первый положительный опыт по созданию сетевых проектов, проведению интернет-конкурсов показал, что создание эффективно решаются образовательные задачи. Однако многие учителя и родители продолжают считать отрицательным фактом обращение детей в сеть Интернета из-за разного качества информационных материалов и развития стереотипов общения на чатах, форумах, гостевых книгах. Есть данные, что только 10% населения России пользуются Интернетом, можно представить какой процент составляют педагоги. Встает вопрос: «Почему интернет-технологии широко не используются учителями?» Главной причиной данной ситуации нельзя назвать отсутствие необходимой технической базы. В образовательных учреждениях, имеющих хороший компьютерный парк и выход в Интернет, только незначительная часть учителей применяет ресурсы Интернета в дополнительном образовании и еще меньше – на уроках. Поэтому важным фактором в изменении содержания и форм обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий является переосмысление учителем своей роли и роли технического прогресса в образовательной деятельности. Компьютерная техника и технологии, с помощью которой организуется деятельность – это только инструментарий, но он может многое – обеспечивать и направлять на демократизацию, гуманизацию и гуманитаризацию образования, личностно-ориентированное обучение, внедрение активных методов продуктивной учебной деятельности для формирования навыков самоопределения и саморазвития.
Изменить отношение учителей к Интернету, создавая неординарные дидактические
ситуации, можно, например, с помощью сайта art.ioso.ru. Деятельность сайта основана на трех основных принципах. Во-первых, максимальное использование возможностей интернет-технологий. Это расширение информационной образовательной среды, интерактивный информационный обмен, поисковая деятельность, разработка каталога сетевых ресурсов, организация коммуникативных ситуаций и пр. Поэтому на сайте art.ioso.ru демонстрируются возможности современных компьютерных технологий, создаются условия приобщения учащихся и учителей к новым формам коммуникативной деятельности на основе интернет-технологий.
Во-вторых, создание образовательной среды для проведения интегрированных уроков по искусству. Учителям предлагается проводить занятия по программе «Искусство: изобразительное искусство и художественная культура. 1-9 кл.». Однако это не означает, что нельзя использовать и другие программы. Программа «Искусство» разработана на основе интеграции разных видов искусства и интеграции учебных предметов, а с началом работы сайта art.ioso.ru появился и третий аспект интеграции - это
интеграция очных и дистанционных форм обучения. Для организации подобных занятий
учителю требуется особая подготовка. Поэтому учитель должен иметь возможность
проконсультироваться по разным вопросам обучения в удобном для него режиме, что
возможно на сайте art.ioso.ru.
В-третьих, организация и формирование культуры общения школьников в Интернете, как одна из наиболее актуальных проблем. Следует отметить, что одной из основных целей программы «Искусство» является демонстрация разнообразия мира
художественной деятельности и обучение учащихся эмоциональному и осмысленному
восприятию этого мира. Поэтому на сайте обсуждение эстетических проблем, художественных средств выразительности, неординарных композиций, культуры разных
народов и эпох, посещение музеев и выставок и пр. становится естественной средой
развития личности подростка, его духовности и нравственности.
Структуру системы сайта можно условно разделить на два основных блока
деятельности: деятельность учителей и деятельность учащихся. Первый блок построен так, что сначала каждый из участников выбирает тему из программы «Искусство: изобразительное искусство и художественная культура. 1 - 9 классы». Название тем размещают на страницах «для учителей» и «для учащихся» под заголовком «Проекты». По выбранным темам учителя представляют методические разработки, придерживаясь следующей схемы: тема; ключевые слова; цели и задачи; учебные дисциплины, если предусмотрена интеграция учебных предметов; средства обучения, необходимые для проведения занятий; содержание уроков; практикум; форма коммуникации в обсуждении учебной темы; критерии оценки деятельности учащихся. Затем на форуме идет обсуждение представленного материала. Обычно задаются вопросы о планировании уроков, о заданиях, предлагаются альтернативные подходы к проведению занятий. Таким образом, у каждого учителя вырабатывается дидактический образ сценария проведения занятий по той или иной теме. На завершающем этапе все представленные на сайте материалы размещаются на странице «Банк методических разработок». В перспективе планируется этот банк дополнить методическими разработками и по другим предметам, т.е. создать методический блок гуманитарного направления.
Второй блок «деятельность учащихся» полностью ориентирован на учебный процесс. На сайте выставляются все творческие работы ребят по теме, заявленной на сайте и выполненные на уроке. Причем эти работы сопровождаются небольшими комментариями, в которых автор рассказывает о своем отношении к выбранному сюжету, композиции, цветовом решении и т.п. Достаточно прочитать только комментарии к работам и в воображении возникают образы, которые хочется увидеть. У детей появляется желание познакомится с творчеством одноклассников из других школ и поделиться
впечатлениями. А такое на первый взгляд довольно простое задание, как написание комментария, надолго оставит в памяти изучаемые темы, так как оно сочетает в себе эмоциональное сопереживание с рефлексией, ребенок знакомиться с технологией «внутреннего» осмысления своей изобразительной творческой деятельности.
После презентации детских рисунков на форуме проводится обмен впечатлениями и
мнениями.
Таким образом, на сайте созданы дидактические условия для обучения учащихся свои работы; составлять к ним небольшой текст, который помогают «проговорить» и осмыслить визуальную деятельность (переводить вербальный текст в визуальный вид и наоборот); обсуждать и уважительно относиться к альтернативным работам и мнениям.
Лучшие работы учащихся Экспертная комиссия отбирает в Виртуальную галерею (на особую страницу сайта). Интересно, что эта сменная композиция наиболее часто
просматривается родителями школьников. С созданием сайта art.ioso.ru родители в открытом информационном пространстве имеют возможность наблюдать и за успехами своих детей, и за профессиональным мастерством учителей.
Деятельность сайта art.ioso.ru не ограничивается проведением проектов. В структуру сайта вошли страницы, которые помогают организовать сетевую деятельность, познакомиться с участниками из других школ, найти сетевые материалы по вопросам искусства и многое другое. Поэтому на сайте созданы страницы: «Новости», «Для кого создан сайт», «Программа «Искусство», «Как отправить рисунок на сайт», «Участники проекта», «Дискуссия», «Образовательные ресурсы», «Театр моды», «Виртуальная галерея», «Банк методических разработок», «Программа копирования», «Семинары и конференции», «Гостевая книга».
Пролистав несколько страниц сайта, возможно вам захочется поучаствовать в
сетевом проекте art.ioso.ru. Многие учителя задают вопрос, можно ли принять участие в этом проекте, если занятия проводятся по другой программе. Конечно, можно. Не надо забывать, что образовательным стандартом определен уровень знаний и умений. И во всех программах, несмотря на разные методические концепции, так или иначе, учебные темы повторяются. Поэтому каждая школа может принять участие в проекте art.ioso.ru.
|