EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Интернет как фактор международного сотрудничества в области искусства и культуры


Репина Татьяна Александровна
Искусствовед, председатель секции соломоплетения БСМНТ
Белорусский союз мастеров народного творчества
Адрес: г.Минск, ул Калиновского, 12.
Тел.: (+375 017) 253 02 56
E-mail: repina@belana.by

Содержание :

Интернет как фактор международного сотрудничества в области искусства и культуры

Татьяна Репина
г. Минск
Белорусский союз мастеров народного творчества (БСМНТ)
Член правления, председатель секции соломоплетения БСМНТ

Цель выступления показать эффективный опыт существования Интернет-проекта «Виртуальный музей «Белорусская соломка». Проект начал разрабатываться в конце 2001 года, в глобальной сети музей «Белорусская соломка» был размещен в начале 2002 года. Можно констатировать, что меньше чем за два года благодаря проекту значительно активизировалась жизнь в среде мастеров белорусского соломоплетения и аппликации соломкой. На общем фоне некоторой сонливости и малоподвижности, которая наблюдается в республике среди мастеров, ограниченности контактов и обменов как внутриреспубликанских, так и международных в области национального народного искусства, отсутствия специализированных печатных изданий, малого количества проводимых выставок, это весьма обнадеживающее явление. Интернет-проект стал одним из многих возможных выходов из сложившейся кризисной ситуации в народном искусстве. Порой не хватает некоторого толчка для новых форм организации контактов, проведения встреч, семинаров, выставок, фестивалей. В республике работает большое количество областных и народных центров народных ремесел и отдельных мастеров взаимодействие между ними налаживается, к сожалению, очень медленно. Об активном международном сотрудничестве с привлечением мастеров со всей республики тоже пока нет речи. Известны частные примеры контактов мастеров с зарубежными коллегами, но такие контакты остаются закрытыми, и оказать влияние на общее развитие национальных ремесел смогут только по прошествии многих лет. Между тем индивидуальное и общественное развитие должны идти параллельно, однобокость как в одном, так и в другом случае приводит, как известно к вырождению. Можно констатировать, что объективные законы развития не оставляют ни одну сферу человеческой деятельности без внимания и вслед за распадом и кажущимся исчезновением, неминуемо идет возрождение. Что же происходит в сфере народного искусства в наши дни? Очень сложно отследить как, когда и где происходит в человеческом сознании зарождение идеи. Очевидно, родившаяся под влиянием сотен, а может и тысяч факторов, идея и есть тот самый проводник между объективностью и субъективностью нашего восприятия мира в конечном итоге влияющая на его развитие уже через непосредственную спровоцированную идеей деятельность человека или группы объединенных людей.
Создание виртуального музея «Белорусская соломка», очевидно, стало такой воплощенной объективной идеей созревшей как необходимость в недрах нашего национального искусства. Музей дал возможность собрать в изображениях полную коллекцию работ белорусских мастеров созданных на протяжении последних двух столетий и показать их всему миру. В настоящее время искусство соломоплетения и аппликации соломкой выделяют Белорусское искусство среди других стран мира. Наши мастера и художники создали уникальную школу, опыт, стилистические и технологические особенности которой активно стали распространяться среди мастеров ближнего и дальнего зарубежья. Во вторых, благодаря виртуальному музею за прошедший год удалось наладить широкие контакты с зарубежными и международными организациями, занимающимися сохранением и развитием традиционных ремесел. По решению членов международных обществ и гильдий искусства соломоплетения нам предложили организовать и провести в Беларуси Международный фестиваль соломоплетения. Фестиваль прошел с 11 по 17 августа этого года в Минске на базе Белорусского педагогического университета им. Максима Танка. Организатором фестиваля выступил Белорусский союз мастеров народного творчества при информационной поддержке Программы Обучения и Доступа в Интернет госдепартамента США. Информационным и контактным центром в организации фестиваля стал виртуальный музей «Белорусская соломка».
Собственного опыта организации подобных фестивалей в области народного искусства в Беларуси не имел еще никто. Фестиваль открыл новую страницу в истории международного сотрудничества и обмена опытом белорусских мастеров с зарубежными коллегами. Поэтому структура и форма проведения фестиваля была в основном заимствована. Основываясь на международном опыте, основу фестиваля составили мастер-классы ведущих белорусских мастеров, многие из которых стали основоположниками современной белорусской школы соломоплетения и аппликации.
Среди мастеров Беларуси был объявлен свободный конкурс работ для проведения мастер-классов и распространены анкеты. В конкурсе по желанию могли участвовать как члены Белорусского союза мастеров народного творчества, так и мастера не члены Союза. По результатам конкурса отобрано около 30 работ 23 мастеров.
Участники представили разные поколения мастеров, и основные жанры работ, сложившиеся на основе традиционных в искусстве соломоплетения и аппликации соломкой за последние несколько десятилетий. Распределенные по трем уровням сложности, для начинающих, средний и мастер-уровень, работы составили основу расписания мастер-классов.
На страницах виртуального музея был создан фестивальный раздел, в котором были опубликованы основные сведения о фестивале, сроки и место проведения, условия участия, контактные адреса, а так же расписание мастер-классов с фотографиями предлагаемых для выполнения работ и полным их описанием. Постепенно заполнялся раздел с фамилиями и странами проживания будущих участников фестиваля. Фестивальные разделы имела как русская, так и английская версии виртуального музея.
Участником фестиваля мог стать по желанию любой посетитель виртуального музея. Регистрация проводилась в течение четырех месяцев с марта по июль. Каждый желающий на основе предлагаемого общего расписания составлял себе индивидуальное расписание. Для регистрации была написана программа, с выводом ряда диалоговых окон в которых отмечались имя и контактный е-mail адрес регистрируемого, страна проживания, каждый мастер класс имел регистрационное окно. При выборе класса зарегистрировавшийся ставил клик в соответствующем окошке. Все данные поступали для обработки организаторам фестиваля. С каждым зарегистрировавшимся был установлен через Интернет индивидуальный контакт или через доверенных лиц для высылки анкет и сообщения дополнительной информации по организации фестиваля. Регулярно пополнялись списки участников. При заполнении класса дальнейшая регистрация в данный класс закрывалась, вновь регистрирующимся необходимо было делать свой выбор из остающихся свободных классов. Расписание учитывало популярность некоторых классов, поэтому они в ходе регистрации были продублированы.
В итоге фестиваль собрал большое представительство участников из разных стран и с разных континентов. В общей сложности было зарегистрировано более 80 участников фестиваля. Из них 23 человека составили белорусские мастера, которые вели преподавание, более 40 человек зарегистрировалось из зарубежных стран, таких как Соединенные Штаты Америки, Англия, Нидерланды, Бельгия, Россия, Украина.
При организации Международного фестиваля соломки Интернет зарекомендовал себя, как единственное надежное средство коммуникации, позволившее организовать в максимально короткие сроки всю информационную и визуальную базу фестиваля и предоставить возможность просмотра работ в через сеть пользователями в любой стране мира. Даже при условии возможности публикации каталогов и их рассылки, организовать, в столь сжатые сроки, такой крупномасштабный и в географическом плане и в плане посещаемости фестиваль было бы невозможно и потребовало бы с учетом цветной печати каталогов и рассылки больших материальных затрат.
Виртуальный музей «Белорусская соломка», несмотря на отсутствие своего физического двойника, оказался надежным гарантом высокого уровня развития белорусского национального искусства соломоплетения и аппликации. Его визуальная и текстовая информация смогли раскрыть перед заинтересованными увлеченным этим искусством мастерами из других стран уникальность работ наших мастеров. Пробудить желание в людях из разных стран мира преодолеть огромные расстояния для реального знакомства с нашим искусством, нашими мастерами, для того, что бы обучиться нашей национальной школе соломоплетения и аппликации лично познакомиться с мастерами.
В рамках фестиваля состоялась крупномасштабная выставка работ белорусских мастеров, в которой приняли участие мастера со всей Беларуси. К фестивалю были специально выполнены большие выставочные работы нашими ведущими мастерами Таисией Агафоненко, Лидией Гловацкой, Любовью Селивончик, Анной Ивановой. Эти работы стали украшением выставки, в настоящее время они заняли достойное место в коллекциях музеев и частных собраниях любителей искусства соломоплетения и аппликации.
Подготовка фестиваля через сеть Интернет дала уникальный опыт организации международных встреч в области искусства и культуры.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо