Использование в педагогической практике коллекций и информационных приложений сообществ обмена знаниями | Патаракин Евгений Дмитриевич Зав. лаборатории Институт программных систем РАН Адрес: 152140, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, м. Ботик Тел.: (08535) 98-025, 98-038 Факс: (08535) 20-593 E-mail: pat@uchcom.botik.ru http://uchcom.botik.ru/
|
Содержание : Сетевые сообщества и возможности, которые они открывают перед современной педагогикой, находятся в центре исследовательских интересов различных научных направлений. Общие закономерности сетевых образований, методы их описания и анализа представлены в работах Ласло Барабаши, Дункана Уотта, Френсиса Хайлегена.
Предложенная в работах Этьена Венгера концепция "Сообщества обмена знаниями" - Community of Practice - получила широкое признание, позволила сформулировать критерии оценки педагогических возможностей сетевых сообществах и постепенно становится ведущей формой профессионального развития учителей. В рамках концепции CoP использует понятие граничных или связующих объектов (boundary objects) - документов, терминов, концепций и других предметов, которые связывают членов сообщества и выделяют их из окружающего мира. Проектирование предметов культуры - документов или средств деятельности, очень часто является проектированием связующих объектов. Для сетевых сообществ обмена знаниями связующими объектами являются материалы цифровых коллекций и информационные приложения, обеспечивающие коллективное использование этих материалов. Цифровые объекты и сервисы являются составными частями сообществ обмена знаниями. Использование учителями и учениками материалов и информационных приложений является законной формой участия в деятельности сообществ обмена знаниями. Следует подчеркнуть, что в этом случае одни и те же объекты, одни и те же информационные приложения, не только облегчают профессионалам доступ к материалам, но и помогают новичкам узнавать о профессии через непосредственное участие в деятельности сообщества. Участие в сетевых проектах и использование коллекций и сервисов сетевых сообществ обмена знаниями необходимо рассматривать как разрешенную форму участия в деятельности научных и культурных сообществ.
В силу своей цифровой природы современные коллекции и информационные приложения потенциально открыты для повторного использования в учебных целях. Сегодня, благодаря цифровой памяти, не только печатные тексты, но музыкальные записи, телепередачи и радиопрограммы становятся связующими объектами, которые инициируют возникновении сетей, а затем и сообществ своих поклонников. Так, сеть вещания образовательных телевизионных и радио программ Новой Англии объединена в общую систему радио, теле м Интернет-каналов. Сеть и сообщество развиваются успешно во многом благодаря тому, что доступ ко всем элементам цифровых коллекций доступен зрителям и слушателям через веб-интерфейс сайта http://www.wgbh.org . Как утверждают создатели этого ресурса, более 90 000 американских учителей используют в своей работе материалы образовательных программ WGBH. Следующий, менее масштабный, но не менее впечатляющий пример связан с Радио Минессоты и проектом Prier Company http://www.prairiehome.org/ пользующемся огромной популярностью благодаря лидеру проекта Garrison Kuiller. Сцены радиопередач в форме текстов и аудио файлов служат учебной средой для изучения английского языка. Многие фрагменты переда Prier Company либо инициируют слушателей к созданию собственных произведений ("домашние новости озера Вобоган" ), либо полностью поддерживаются сетью слушателей ("поздравления").
Включение цифровых записей в учебные материалы и учебную активность позволит значительно расширить и обогатить и учебную коммуникацию, и учебный процесс. Решение этой проблемы осложняется тем, что вопрос сетевого доступа к цифровым коллекциям проработан явно недостаточно. В России пока нет свободных архивов по типу http://archive.org и наши педагогические ассоциации не взаимодействуют с медиа-каналами так, как это делают, например, WGBH - http://www.wgbh.org.
Мы надеемся, что с развитием российских сетей проблемы доступа к материалам таких коллекций будут уменьшаться. Среди близких по идеологии российских проектов следует отметить Виртуальный Биологический Музей ( http://www.iteb.ru/biomuseum/ ), созданный в Пущино группой Харлампия Тираса. Это открытый проект создания базы данных имиджей живых биологических объектов на основе единых стандартов создания изображений.
Решая задачу учебного использования информационных ресурсов научных и культурных сообществ, мы пошли по пути создания открытых для общего пользования коллекций медиа-объектов. Каждое хранилище содержит явные указания на то, как следует встраивать цифровые объекты внутрь своих собственных документов, будь то гипертексты преподавательских лекций, либо гипертексты ученических рефератов или сочинений. Использование единых правил доступа к записям цифровой коллекции позволили передать работу по представлению учебных сообщений программным агентам, расширяющих исходные сообщения за счет дополнительной информации, которую агенты находят в цифровой памяти. Разработаны и апробированы сетевые программные агенты, поддерживающие развитие сетевых образовательных сообществ. Созданы программные агенты, расширяющие текст сообщений, создаваемых членами сетевых сообществ.
Примеры включения материалов цифровых коллекций в учебную деятельность
Виртуальная Пустынь - http://www.uic.nnov.ru/pustyn/
Цифровая коллекция изображений и описаний животных на сайте Виртуальная Пустынь поддерживается сообществом практических экологов и биологов экоцентра "Дронт", которые наполняют базу данных сведениями о растениях и животных Нижегородской области. Проект начался с издания определителя животных и действует в настоящее время как открытый ресурс. Разработаны правила описания и занесения объекта в базу данных. Эти же правила с небольшими изменениями действуют и в отношении других электронных коллекций экологического центра - текстов, картин, видеозаписей. Все желающие могут получить перечень доступных в настоящий момент коллекционных записей и правила включения записей в материалы учебных текстов. Поскольку эти правила одинаковы для всех записей, то работу по включению коллекционных записей в учебные материалы можно доверить программному агенту. Программный агент помогает создавать новые тексты, которые автоматически включают в себя ссылки на объекты из баз данных. Содержание баз данных в рамках сообщества экологов может использоваться всеми его членами для построения самостоятельных более содержательных и более зрелищных документов и лекций. Многочисленные коллекции фотографий и определители видов, которые были созданы сотрудниками нижегородского экоцентра, теперь активно используются в текстах рассказов и лекций. Мы можем варьировать агенты и видоизменять степень того, насколько подробно и специально добавляемое описание. Перевод линейного текста лекции в мультимедийную форму происходит автоматически. На сайте Виртуальной Пустыни представлены новеллы, в которых достаточно часто упоминаются различные виды растений и животных. Использование программного фильтра позволяет добавить к сообщениям изображения и краткие описания этих видов.
Коллективный гипертекст нижегородской области
http://www.iatp.nnov.ru/
В 2002 году учебное сетевое сообщества, включающее команды из 14 школ, работало над созданием коллективного гипертекста, представляющим жизнь деревень нижегородской области. На начальных этапах проекта преподаватели школ - участниц проекта договорились об общем списке объектов, которые будут представлены каждой деревней. Всего было предложено около 70 объектов. Из них в ходе обсуждения с учителями были оставлены 50 значимые для всех. В качестве наиболее удобного и понятного всем участникам проекта был выбран плоский формат представления данных, когда каждая запись состоит из строки со следующими ячейками:
Название; Изображение; Текстовое описание; Аудиозапись; Видеозапись.
Каждая группа участников проекта наполняла свою базу данных, но подавляющее большинство ключевых слов для всех команд были одинаковы. Обязательны к заполнению были около сорока общих позиций. В данном случае не так важно как храниться объект и какие поля записей для него приняты. Важнее то, что форма хранения открыта всеми и мы можем научить как людей, так и программные агенты использовать агенты из наших коллекций.
Поскольку в нашем распоряжении находится несколько вариантов записей, связывающих одно и то же слово с различными для различных деревень фотографиями, рассказами и аудиозаписями, то мы можем дополнить текст рассказа, созданный жителями другой деревни, записями сделанными в другой деревне. Для этого достаточно лишь указать программному агенту какие записи нужно использовать. Это не только интересная техническая возможность - мы довольно часто наблюдали, как школьники использовали для просмотра и расширения своих текстов цифровые записи, сделанные другими командами. Идея сменных фильтров, каждый из которых позволяет прочитать сообщение по-новому, дополнив его определенными пояснениями, представляется очень плодотворной для педагогики, прежде всего для формирования навыков критического мышления, осмысленного обучения и толерантности. использованы материалы не только географически разделенных партнеров. Жителям соседних городов и сел так же важно и интересно посмотреть на мир сквозь решетку представлений друг друга. Данный подход подчеркивает разнообразие культур и уникальность каждой отдельной человеческой личности.
Литература
Barabasi A.-L., 2002, LINKED: The New Science of Networks, Perseus Publishing, Cambridge, Massachusets.
Building Virtual Communities: learning and change in cyberspace / edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar. Cambridge University Press 2002
Heylighen F. & Bollen J. "The World-Wide Web as a Super-Brain", in: Cybernetics and System ''96 (Austrian Society for Cybernetic Studies) 1996
Tinker R. 2000, International Cooperation to Improve Educational Technology, ConcordConsortium.
Veltman K. 2001 Development and Challenges in Digital Culture. "Electronic Imaging & the Visual Arts" Conference Proceeding, 3 - 8 December 2001, Moscow 2001. pp. 33 - 39
Watts, D. J, 2003, Six degrees: the science of a connected age, W.W. Norton
Watts D. J., 1999, Small worlds: the dynamics of networks between order and randomness, Princeton University Press.
Wenger E. 1988 Communities of practice: Learning, Meaning and Identity. Cambridge University Press 1998
Патаракин Е.Д., 2003, Создание коллективного гипертекста, Информатика и образование, № 4.
Tinker R. 2000, International Cooperation to Improve Educational Technology, ConcordConsortium.
Тирас Х.П. 2000 Виртуальный биологический музей как зеркало компьютерной революции. Химия и жизнь. -- N.11,12. с.24-29.
Veltman K. 2001 Development and Challenges in Digital Culture. "Electronic Imaging & the Visual Arts" Conference Proceeding, 3 - 8 December 2001, Moscow 2001. pp. 33 - 39
Wenger E. 1988 Communities of practice: Learning, Meaning and Identity. Cambridge University Press 1998 |