Пилотный проект создания Дистанционного Образовательного Центра «ЭРМИТАЖ» для подготовки сотрудников в области музейного образования | Никифоров Сергей Васильевич Директор по работе с корпоративными клиентами ООО "Компания ГиперМетод" Адрес: 197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, Технопарк, пом.216
Офис в Москве: ул. Марии Поливановой, д.9 оф.28 Тел.: +7 (812) 327-51-80, 234-28-55 Факс: +7 (812) 327-51-80 E-mail: nsv@hypermethod.ru http://www.hypermethod.ru
|
Кудрявцева София Владимировна, Государственный Эрмитаж,+7(812)110-95-31 Содержание : Пилотный проект создания Дистанционного Образовательного Центра «ЭРМИТАЖ» для подготовки сотрудников в области музейного образования
1. Общие сведения о проекте. Основные задачи проекта
1.1. Организация Дистанционного Образовательного Центра «ЭРМИТАЖ»
Представленный проект преследует цель создания организационной, информационной и технической базы для активного использования средств мультимедиа в сфере музейной педагогики и образования на базе Интернет и Интранет технологий. В проекте ДОЦ «ЭРМИТАЖ» предложен конкретный поэтапный процесс: создание аппаратного и программного ядра центра, внедрение современных технологий дистанционного образования, подготовка специалистов требуемого профиля для поддержки системы, создание мультимедийных дистанционных образовательных курсов и т.д.
1.2. Внедрение в Государственном Эрмитаже современных технологий дистанционного образования
Информационная революция 90-х годов связывается с новой сферой использования компьютеров в образовательных системах. Решая проблему взаимодействия человек - ЭВМ, представления знаний в виде семантических и информационно-логических сетей, общество одновременно решает проблему передачи их к потребителю в наиболее естественном виде (текст, графика, карта, фото и видеоизображение, звук, речь). Эффективность этого коммуникационного процесса во многом зависит не только от скорости передачи данных по сетям связи, но и от формы представления и хранения аудиовизуальной информации и организации коллективного взаимодействия. Новая информационная технология, получившая название мультимедиа, пройдя этап теоретической разработки в рамках систем интерактивной компьютерной графики, издательских систем и систем видеографики, перешла к этапу массового распространения. Широчайшее развитие Internet-технологий обеспечивает дистанционный доступ к учебно-методическим центрам, внедрение в повседневную практику дистанционного образования. В настоящее время в учебных и образовательных учреждениях и ведущих корпорациях России и за рубежом находит широкое применение система управления учебным процессом «eLearning 3000», разработанная Санкт-Петербургской Компанией «ГиперМетод».
Анализ состояния образовательной деятельности в Государственном Эрмитаже
Анализируя основные аспекты, связанные с созданием Дистанционного Образовательного Центра в Государственном Эрмитаже, необходимо отметить следующее:
сформированы технологические предпосылки для планомерного и масштабного создания образовательной мультимедиа продукции на CD-ROM; приобретен положительный опыт совместной деятельности с Компанией «ГиперМетод» по созданию и внедрению в образовательный процесс дистанционного курса «Эрмитаж. Здания, залы, коллекции»:
содержательные материалы курса создавались авторским коллективом под руководством г-жи Кудрявцевой С.В. и г-жи Торшиной Л.Е.;
электронная версия мультимедийного курса разрабатывалась на базе пакета «eLearning Office», созданного Компанией «ГиперМетод»;
сформированы технологические предпосылки для организационной и методической поддержки дистанционного образования в виде программно-технологического комплекса – виртуального учебного центра «eLearning Server», созданного Компанией «ГиперМетод»;
имеется высокий интеллектуальный потенциал и большой педагогический опыт для создания содержательного наполнения мультимедиа учебников и дистанционных образовательных курсов, связанных с различными направлениями музейной деятельности;
существует и успешно работает хорошо оснащенный учебный компьютерный класс Молодежного центра, который в состоянии обеспечить программную и техническую поддержку разработчиков образовательной мультимедиа продукции;
сформирован развивающийся рынок потребителей музейной мультимедиа продукции и услуг, предоставляемых системой дистанционного образования.
Основной задачей проекта является создание в Государственном Эрмитаже дистанционного учебного центра, организация и поддержка дистанционной системы музейной педагогики и образования, органичное объединение методической, технологической и технической базы различных организаций, имеющих положительный опыт в области создания и продвижения образовательных мультимедиа продуктов и дистанционного образования.
1.3. Основные направления деятельности ДОЦ «Эрмитаж»
Внедряемая система реализует самые современные и перспективные средства для организации и технологической поддержки дистанционного образования:
Интранет-технология или «клиент–сервер»: для совершенствования очной формы обучения, предоставления машинного времени в классе персональных компьютеров для самостоятельной работы с мультимедиа учебными курсами, выполнения контрольных и тестовых заданий и т.д.;
Интернет-технология: для организации системы дистанционного образования, аналогом заочной формы обучения.
С учетом специфики Государственного Эрмитажа выделяются следующие основные направления деятельности ДОЦ «Эрмитаж»:
сертифицированная подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков: значительное повышение уровня подготовки за счет использования мультимедийных курсов, четкой системы контроля текущего уровня знаний и учета особенностей Музея,
широкое использование ДОЦ в системе подготовки преподавателей и студентов гуманитарных вузов (в том числе иностранных студентов), гарантированное высокое качество подготовки по профилирующим дисциплинам, использование накопительной системы контроля уровня знаний и т.д.
повышение квалификации сотрудников музеев, методистов и других специалистов с использованием Интернет и Интранет технологий,
просветительская деятельность музея, которая становится сейчас особенно актуальной в связи с дальнейшим развитием сети Internet и дистанционного образования, так как передовые технологии обучения становятся доступными на всей территории России и за рубежом.
поддержка международный программ.
1.4. Реинжиниринг образовательной системы Государственного Эрмитажа
В рамках создаваемого ДОЦ «Эрмитаж» предполагается:
Переработка всех учебных планов с учетом возможностей дистанционного образования.
Обучение сотрудников технологиям создания мультимедийных дистанционных курсов.
Подготовка сотрудников технологиям и программным средствам для поддержки виртуального Учебного Центра: обучение тьюторов, организация взаимодействия тьюторов и обучаемых, тьюторов и методистов и т.д.
Организация на плановой основе разработки большого количества дистанционных курсов, покрывающих целые направления музейной деятельности.
Подготовка учебно-методических материалов для сопровождения курсов на компакт-дисках и стандартных (бумажных) носителях.
2. ДОЦ «Эрмитаж». Внедрение системы дистанционного образования
2.1. Введение
В настоящем проекте реализуются современные сетевые технологии на базе вычислительных систем:
Internet - технология – глобальная сеть Internet используется для обеспечения слушателей учебно-методическим материалом и интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым.
Web CD – технология, когда учебно-методические материалы комплектуются на компакт-дисках в специальный набор (кейс) и пересылаются слушателю в качестве основы для самостоятельной работы; преподаватели-консультанты через Internet осуществляются систематические консультации, контроль выполнения учебного графика и тестирование уровня знаний слушателей;
технологии «клиент–сервер» - Интранет-технология, основанные на применении дистанционных образовательных курсов и других методических мультимедийных материалов в локальных сетях.
Области применения этих технологий в условиях Государственного Эрмитажа:
Интранет-технология: для совершенствования очной формы обучения, предоставления машинного времени в классе персональных компьютеров для самостоятельной работы с мультимедиа учебными курсами, выполнения контрольных и тестовых заданий и т.д.;
Интернет-технология: для организации системы дистанционного образования, аналогичной заочной формы обучения.
2.2. Составляющие СДО в Государственном Эрмитаже
Основными составляющими СДО являются:
виртуальный учебный центр - организационная структура СДО;
информационные ресурсы: учебно-справочные материалы;
средства технологической поддержки СДО: организационные, технические, программные, аппаратные и др.;
персонал: преподаватели-методисты; тьюторы; слушатели (учащиеся).
Внедряемая система управления учебным процессом «eLearning 3000», разработанная Компанией «ГиперМетод», обеспечивает решение ключевых задач при организации системы дистанционного образования:
пакет программ «eLearning Office» позволяет создавать мультимедийные дистанционные курсы силами преподавателей-методистов, не прибегая к помощи программистов;
пакет программ «eLearning Server» обеспечивает создание индивидуального сайта «Дистанционный образовательный центр «Эрмитаж», который имеет оригинальное оформление и настройки.
3. Организационная структура ДОЦ «Эрмитаж»
ОТДЕЛЫ И СЕКТОРА МУЗЕЯ
Дистанционный Образовательный Центр «ЭРМИТАЖ» является организационной основой для решения поставленных задач, обеспечивает четкое взаимодействие участников дистанционного образовательной деятельности.
Государственный Эрмитаж обеспечивает научное руководство деятельностью ДОЦ, методическую поддержку и полномасштабное наполнение содержанием системы дистанционного образования.
Компания «ГиперМетод» обеспечивает создание ДОЦ "Эрмитаж", осуществляет техническую и технологическую поддержку всех мероприятий, осуществляет координацию усилий по созданию дистанционных курсов.
3.1. Состав и назначение научно-методического центра дистанционного образования «Distance Learning Studio»
3.1.1. Назначение и основные функции научно-методического центра дистанционного образования:
• Создание научно-методических материалов в области культурно-образовательной деятельности Музея: учебники, обучающие курсы, пособия, дистанционные образовательные программы.
• Координация подготовки специалистов в области культурно-образовательной деятельности Музея: гидов-переводчиков, экскурсоводов-лекторов, кадров для работы с публикой в Музее.
• Использование современных программных средств и технологий для реализации научных, обучающих и культурно-образовательных программ: проведение научных семинаров, коллоквиумов, конференций.
• Углубление и расширение профессиональных знаний музейных специалистов (повышение квалификации): курсы для специалистов музейного образования, профессионально-образовательные семинары, стажировки.
• Методическая, информационная и организационная поддержка дистанционного образования.
3.1.2. Штат сотрудников научно-методического центра дистанционного образования:
Научный руководитель – декан (директор научно-образовательных программ). Осуществляет научное руководство методической деятельностью, руководит разработкой концепций, обеспечивает контроль за ходом выполнения работ.
Преподаватели-методисты в количестве 5 человек. Разрабатывают учебные планы, программы, методические рекомендации, содержательные материалы для электронных учебников, обучающих курсов.
Тьюторы в количестве 3 человек. Осуществляют непосредственные контакты с обучаемыми, формируют учебные графики, контролируют ход учебного процесса.
3.2. Отдел мультимедиа технологий и электронных публикаций «ePublisher»
3.2.1. Назначение отдела мультимедиа технологий «ePublisher»:
• Разработка современных мультимедийных приложений: электронных учебников, дистанционных образовательных курсов, методических материалов, электронных презентаций и пособий с учетом мировых стандартов в этой области.
• Оформление в мультимедийной форме изданий трудов конференций и симпозиумов.
• Проведение Интернет конференций, их техническое обеспечение и сопровождение.
• Создание, сопровождение и эксплуатация мультимедиа баз данных в проблемных областях для проведения научных исследований и обучения.
• Технологическое и техническое сопровождение процесса разработки мультимедийных приложений.
• Консультационное и техническое обеспечение подготовки экскурсоводов-лекторов, использующих современные средства в культурно-образовательной деятельности.
3.2.2. Штат сотрудников отдела мультимедиа технологий:
Штат формируется на контрактной основе с учетом планов работ. Предполагаемая численность и квалификация производственного персонала:
Руководитель отдела - осуществляет техническое руководство выполнением плановых работ: прием и обработка материалов от преподавателей-методистов, заявок на информационную поддержку мероприятий, проводимых в рамках ДОЦ «Эрмитаж», разработка мультимедиа приложений, подбор и расстановка кадров и т.д., обеспечивает контроль за ходом выполнения работ.
Технический персонал - в количестве 3 человек:
• инженер-программист,
• специалист по дизайну и интерфейсу,
• литературный редактор – корректор.
Выполняют конкретные работы по созданию мультимедиа приложений, выполнению консультационных работ с преподавателями-методистами по подготовке материалов в цифровой форме и т.д.
3.3. Отдел технической поддержки и тиражирования «System Administration»
3.3.1. Назначение отдела технической поддержки и тиражирования:
• Административная поддержка сайта «Дистанционный образовательный центр «Эрмитаж», установка новых версий сайта по мере их выпуска (upgrade), проверка работоспособности сайта.
• Информационная поддержка сайта: обновление информации основных страниц сайта, ведение раздела новостей.
• Техническое сопровождение оборудования и информационных сетей.
• Аппаратная и программная поддержка разработчиков мультимедиа продукции, обеспечение их специализированными техническими средствами.
• Видеосъемка и звукозапись, оцифровка видео, оцифровка звука и т.п.
• Консультационные услуги по использованию специализированного программного обеспечения.
• Отладка методик работы с мультимедиа продуктом.
• Разработка оформления упаковки (лейбл, буклет, инлей) CD-ROM.
• Тиражирование CD-ROM в небольших объемах.
3.3.2. Штат сотрудников отдела технической поддержки и тиражирования – 2 человека:
Системный администратор – поддержка сайта, сопровождение информационных сетей и т.д.
Инженер-программист - видеосъемка и звукозапись, оцифровка видео, оцифровка звука, отладка методик работы с мультимедиа продуктом и т.п.
4. Краткие выводы
4.1. Разработка и внедрение Дистанционного Образовательного Центра «ЭРМИТАЖ» (ДОЦ «Эрмитаж») преследует цель создания организационной, информационной и технической базы для активного использования средств мультимедиа и Интернет/Интранет технологий в области музейного образования и педагогики.
4.2. Основными направлениями деятельности ДОЦ «Эрмитаж» станут: сертифицированная подготовка экскурсоводов и гидов-переводчиков; повышение квалификации сотрудников музеев, методистов и других специалистов с использованием Интернет и Интранет технологий; просветительская деятельность музея и поддержка международных программ.
4.3. Основой проекта является система управления учебным процессом «eLearning 3000», разработанная Компанией «ГиперМетод». Эта система позволяет решить следующие основные задачи:
во-первых, быстрое и эффективное создание, поддержку и использование современных дистанционных курсов, объединяющих разнородную мультимедийную информацию и являющихся информационной основой дистанционного образования;
во-вторых, создание виртуального Учебного Центра, который обеспечивает технологическую и организационную поддержку дистанционного учебного процесса.
4.4. ДОЦ «ЭРМИТАЖ» позволит организовать систему дистанционного образования, являющуюся аналогом заочной формы обучения, а также усовершенствовать очные формы обучения посредством увеличения объема самостоятельной работы обучаемых с мультимедиа учебными курсами, выполнения контрольно-тестовых заданий и т.д..
|