EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Интернет и Интранет, как новые средства профессиональной коммуникации между музейными специалистами


Пролеткин Игорь Викторович
Начальник отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Адрес: 410026, Саратов, Астраханская, 83
Тел.: (8452) 51-87-92
Факс: (8452) 24-04-46
E-mail: proliv@sgu.ru
www.sgu.ru

Шпак Мария Евгеньевна, Калинина Людмила Леонидовна, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Содержание :

Постановка проблемы.
До недавнего времени, профессиональное общение между специалистами из различных музеев проходило в основном на семинарах и конференциях, а также во время командировок и стажировок, которые организовывали те или иные музеи России. На них завязывались непосредственные контакты и профессиональные связи, которые потом поддерживались в личной переписке по обычной почте или на официальном уровне.
Эта модель существовала довольно продолжительное время, однако, в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране на рубеже XX и XXI веков основные контакты музейщиков между собой были потеряны, и общение по старой модели стало давать сбои.
Новые времена и новые технологии, принесли в музейную среду и новые возможности. И в первую очередь это касается новых и не традиционных форм коммуникации. Интернет с его многообразием возможностей открыл и продолжает открывать перед специалистами в музейной сфере очень большие перспективы именно на почве установления контактов и связей на профессиональном уровне.
Попробуем рассмотреть эти возможности и проследить некоторую систему, которая довольно активно начала складываться в России, а также новые нарождающиеся виды и формы коммуникации между специалистами и потребителями данной информации.

Электронная почта.
Этот вид коммуникации, вероятно, является самым распространенным способом общения между музейными сотрудниками. Он отличается оперативностью, конфиденциальностью, динамичностью и потенциальной возможностью выхода практически на любого специалиста в любом музее, в котором имеется свой почтовый электронный адрес.
По экспертным оценкам до 80% всей входящей и исходящей информации – проходит через почтовые адреса. К сожалению, у этого способа есть еще и оборотная сторона медали. В связи с тем, что он не публичен, многие проблемы, обсуждаемые или рассматриваемые при этом контакте – остаются в стороне от других потенциальных потребителей или партнеров из музейной среды. Однако, данный способ коммуникации все возрастает и, безусловно, в ближайшее время, когда большинство специалистов из музеев России будут иметь свои собственные почтовые адреса, он будет оставаться наиболее распространенным.

Музейные сайты.
С появлением первых музейный сайтов в Интернет появилась возможность с их помощью налаживать и коммуникацию между специалистами. Она возникла в связи с открытием гостевых страниц, страничек новостей и появлением массы другой информации, которая выкладывалась на web-сайте и которая могла заинтересовать тех или иных специалистов из других музеев. В этой форме коммуникация становится публичной и в ней могут участвовать и другие потенциальные пользователи и специалисты, что увеличивает ее коэффициент полезного действия и дает значительно больший охват.
Однако, конкретная форма коммуникации уменьшает доверительность, оперативность общения и имеет меньшую результативность в плане достижения конкретного результата. Это связано с тем, что многие музейные сайты или мертвы, или поддерживаются только время от времени. При этом, потенциальная возможность внешней коммуникации и установления многочисленных контактов и связей – огромна, если не сказать, что безгранична (и географически и тематически). В тоже время, общение происходит не столько напрямую, сколько опосредовано – и именно поэтому многие сотрудники не увидели здесь перспективы развития.
Но надо сразу признаться, что проблема заключается еще и в том, что, не дав своей профессиональной информации к рассмотрению, вряд ли можно получить ответную реакцию специалистов. Поэтому, беда многих существующих в Интернете музейных сайтов заключается в отсутствии качественной профессиональной музейной информации, которая представлена на них. И как ответ - практически не возникает отклика у специалистов со стороны, так как не поделившись своим – практически ничего не получишь и в замен.
Еще одной бедой этой формы общения является огромное число существующих музейных сайтов. То есть специалисту по музейной тематике очень трудно ориентироваться в этом море информации и отслеживать на них те или иные изменения. Вот почему назрела проблема в нахождении новых форм навигации по музейным сайтам и оперативном отражении этих изменений в тех или иных Интернет-каталогах и справочниках или на портале Музеи России.

Специализированные web-сайты.
К числу таких web-сайтов, можно отнести специализированные ресурсы по той или иной музейной тематике, которые были организованы не самими музеями, а ассоциациями, содружествами и иными общественными организациями, для решения конкретных задач или проблем, стоящих между специалистами того или иного профиля. Примером таких web-сайтов может служить сайт НП АДИТ, который является рупором некоммерческого партнерства “Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии”.
Для данного web-сайта характерно разнообразие материалов связанных с конкретной проблематикой по внедрению информационных технологий в музейное дело, курирование и проведение конференций и аналитических семинаров по ней. Этот web-сайт сам по себе является довольно продвинутой формой коммуникации, так как удовлетворяет многим требованиям для ее организации - и в первую очередь в плане получения разнообразной профессиональной информации.
К сожалению, на данном web-сайте нет возможности обратной интерактивной связи, кроме электронной почты, что снижает его привлекательность в плане ведения диалога между различными специалистами, а слабая периодичность наполнения его информацией - уменьшает потенциальный интерес к нему.

Портал “Музеи России”.
Самый продвинутый и наиболее посещаемый музейный web-ресурс России. Имеет массу разнообразных возможностей именно для музейных профессионалов. Здесь есть различные форумы, виртуальные конференции, возможность организации собственных тем обсуждения и так далее. Кроме этого, имеются базы данных практически по всем музеям России.
Данный портал, безусловно, является прекрасной формой профессиональной коммуникации, а оперативность выставления самой свежей новостной информации и ее постоянная рассылка по многочисленным адресам только дополняет все перечисленные качества. Как нам представляется у данного портала очень большое будущее.
Вероятно, со временем, на его базе, может возникнуть сеть региональных или тематических (профильных) порталов, так как уже сейчас его пользователи испытывают значительные сложности по количеству (и естественно качеству) обрабатываемой и получаемой информации и ориентацией в ее потоках.

Новые, зарождающиеся формы коммуникации.
Все выше перечисленные виды коммуникации уже имеют определенную историю и традиции, однако Интернет настолько стремительно развивается, что мы сейчас становимся свидетелями возникновения новых форм и видов общения и контактов, которые нам представляют современные информационные технологии.

Информационные бюллетени музеев.
Этот вид коммуникации получил свое распространение в последние два года. Он, некоторым образом, вышел из музейных сайтов, однако, соединил в себе возможности электронной почты (доведение информации напрямую до потребителя) и самого музейного сайта (представление бюллетеней в web-формате, хранение их архивов в сети Интернет, возможность работы с ними практически в любое время, получение разнообразной дополнительной информации и т.д.).
Оперативная подготовка и рассылка бюллетеней, их периодичность и динамичность выпуска, доведение информации до самого потребителя, новостной и аналитический подходы в ее подаче, информирование о готовящихся конференциях и семинарах, безусловно, способствуют налаживанию активной коммуникации между различными специалистами в музейной сфере.
Эта форма коммуникации имеет публичный характер, направлена на установление партнерских отношений и позволяет музею и отдельным специалистам вполне корректно заявлять о себе в музейной среде. В тоже время, она имеет не односторонний характер, а имеет и обратный отклик.
Как нам представляется, данная форма коммуникации будет активно развиваться и в самое ближайшее время ее начнут использовать значительно большее количество музеев и музейных специалистов России.

Новостные сайты музеев.
В связи с тем, что одним из самых распространенных ресурсов в Интернете являются новости, в последнее время и в музейной сфере наметилась тенденция по возникновению специализированных новостных сайтов. Вероятно, одним из первых таких сайтов, отражающих не столько музейные экспозиции и коллекции, сколько ежедневную музейную деятельность явился сайт “Новости Радищевского музея”, который был создан на базе электронного информационного бюллетеня Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
Основным достоинством такого типа сайтов является то, что информация на них обновляется практически ежедневно, что значительно увеличивает приток посетителей и внимание специалистов. В тоже время, отражение на новостном сайте не только новостей и событий, но и различной информации профессионального характера, а также возможность обсуждения ее на форуме, в пресс-клубе и на Интернет-конференции, которые здесь представлены, дает музейным специалистам новые возможности для контактов, а также расширяет аудиторию общения. Например, через пресс-клуб специалисты могут завязать партнерские отношения с представителями СМИ, отражающими в своих изданиях музейную и культурную тематику и т.д.
Не менее интересным может быть и то, что на основе охарактеризованных сайтов со временем, могут сформироваться информационные порталы, где будет представлена самая свежая и оперативная информация по музейной тематике конкретного региона или какому-либо музейному направлению.

Интернет-журналы.
Данная форма коммуникации практически еще не выражена в музейной среде, хотя имеет довольно широкое распространение в различных научных кругах и в сфере образования. Однако, некоторые предпосылки возникновения этой формы коммуникации можно отметить на отдельных сайтах, так или иначе связанных с музеями. К их числу относятся сайт ежегодной конференции EVA, сайт НП АДИТ и т.д.
Основным достоинством Интернет-журналов является оперативная публикация различных статей и сообщений по любой тематике, порой c возможность самостоятельного их выставления, обсуждение их на форумах или Интернет-конференциях, а также в последующей личной переписке между авторами и оппонентами. За интернет-журналами и интернет-публикации, как нам представляется, большое будущее, так как они позволяют специалистам публично высказывать свои суждения, получать самую свежую и необходимую информацию, не дожидаясь той или иной конференции и не встречаясь лично с коллегами, но в тоже время постоянно находясь в курсе последних открытий в своей области деятельности.

Интранет-сайты (Интранет-порталы) музеев.
Данная форма коммуникации еще только зарождается и практически не выражена на музейных просторах России, хотя она имеет довольно широкое распространение в среде бизнеса и экономики. В отличие от Интернет-сайтов и порталов, Интранет-сайты несут в себе корпоративную информацию, создаваемую в конкретной структуре, фирме или их группе для внутреннего и совместного потребления. Эту форму коммуникации отличает корпоративность интересов, профессионализм и совместный характер работы сотрудников над теми или иными проблемами.
Вероятно, будущие Интранет-сайты (Интранет-порталы) музеев будут организованы по ведомственным, тематическим или профильным принципам и естественно у них возникнут не менее продвинутые возможности, что и у существующего сейчас портала Музеи России. Однако, их отличие возможно в более качественной информации, которая будет формироваться самими музеями и музейными сотрудниками и естественно, профессиональные информационные потоки помогут приводить к налаживанию и непосредственной коммуникации между конкретными специалистами, как из музеев организующих Интранет-сайты, так и специалистов из других музеев заинтересованных в данной информации.

Выводы.
Проанализировав различные уже существующие или только что зарождающиеся формы профессиональной коммуникации музейных специалистов в Интернет и Интранет, можно сделать вывод о том, что в самое ближайшее время нас ждет значительный всплеск на этом поприще. Он обусловлен тем, что работа с информацией не может быть монополизирована в одном месте и невозможно какому-либо музею, конкретному музейному специалисту или их группе одним владеть ею. Тем более, что существующие сегодня возможности помогают устанавливать разнообразные связи и контакты для ее совместного использования и дальнейшей работы. Объединение усилий, совместный публичный или корпоративный характер обработки информации, многовариантность ее получения и продвижения приведет к тому, что Интернет/Интранет-технологии станут основой для коммуникации большинства специалистов и помогут им в решении самых насущных музейных проблем.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо