Как развиваться музею в современном информационном мире? | Пролеткин Игорь Викторович Начальник отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Адрес: 410026, Саратов, Астраханская, 83 Тел.: (8452) 51-87-92 Факс: (8452) 24-04-46 E-mail: proliv@sgu.ru www.sgu.ru
|
Калинина Людмила Леонидовна, Шпак Мария Евгеньевна, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Содержание : Мировое сообщество, войдя в новый постиндустриальный или информационный этап своего развития, испытывает многочисленные проблемы, и по-разному на них откликается. Напрямую это касается и музеев, которые возникли в основном на индустриальном этапе развития и явились во многом его прямым отражением.
Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, заставляет музейщиков постепенно переосмысливать свое место в современном мире и пытаться или приспосабливаться и выживать в данных условиях, или искать пути и выстраивать новые модели своего развития.
Не остается в стороне от этих проблем и Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, имеющий с одной стороны значительную историю своего существования, с 1885 года, когда он был сформирован как первый провинциальный художественный музей России, интереснейшую и уникальную коллекцию своих собраний и испытывающий в настоящее время различные трудности по отсутствию необходимых площадей для хранения экспонатов и по привлечению многочисленных посетителей. Все эти вопросы были подняты во время проведения в музее в апреле 2002 года очередных VIII Боголюбовских чтений – "Радищевский музей - история, настоящее, будущее...", где была сделана попытка, рассмотреть через призму истории современные тенденции развития нашего музея.
В данной статье мы хотели бы изложить свой опыт, свои подходы и свое видение того, из чего должен исходить музей для своего развития в современном информационном мире. Эти позиции были сформированы нами за последнее время и постепенно уже воплощаются в Радищевском музее.
Любое развитие, а мы будем говорить именно о варианте развития музея, а не выживания – должно определяться набором различных факторов.
I. Условия, которые предопределяют развитие.
II. Среда (или пространство), в пределах которой развивается объект.
III. Необходимые механизмы, которые берут на себя роль движителей развития.
IV. Выбор моделей, которые будут работать в новых условиях развития.
V. Пути или направления, по которым прокладывается развитие.
VI. Этапы, которые проходит объект во временном процессе развития.
Именно набор этих факторов, их осознание и понимание, а также выстраивание их в стройную систему и может определить в дальнейшем успех музея по своему развитию в современном информационном мире.
Постараемся более детально раскрыть перечисленные нами позиции.
I. Условия развития музея.
Они складываются как из внешних, так и внутренних факторов, но как нам представляется, обязательно должны нести в себе следующее:
· четкая и ясная цель развития музея, и развернутая программа по ее достижению;
· переход музея на новые формы и методы работы, которые задаются внешними факторами;
· стремление музея к открытости и постоянному взаимодействию с партнерами в различных направлениях своей деятельности;
· широкое и глубокое использование в деятельности музея информационных технологий;
· обязательное освоение нового информационного пространства и перевод музейных ресурсов в информационные ресурсы, для их дальнейшего сохранения и продвижения;
· постоянное повышение профессиональных качеств сотрудников и специалистов с привлечением новых гуманитарных, информационных и телекоммуникационных технологий.
Набор условий развития музея, скорее всего, значительно шире и глубже, однако, мы исходим из этих, наиболее по нашему мнению значимых, для определения основного вектора своего развития в современном информационном мире.
В Радищевском музее процесс встраивания в изменившиеся условия начался в июле 2002 года с создания целостной концепции и разработки программы “Музейный ресурсный центр” (1), в которой были прописаны практически все выделенные нами позиции. При этом мы прекрасно понимали, что кроме условий необходимо учитывать и сложившуюся на данный момент среду развития музея.
II. Среда развития музея.
За последнее время она значительно изменилась. Если при возникновении музеев, как институции, среда определялась лишь пространством самого музея, то во второй половине XX века, она вышла за его пределы - на улицы и площади городов, и многие музеи стали активно ее использовать, проводя там различные акции, проекты, фестивали, откликаясь на веяние времени. Еще более изменилась среда развития музея в конце XX века с появлением информационного пространства, когда перед любым музеем открылись практически безграничные просторы Интернета.
Поэтому, сегодня можно смело назвать три пространства, в которых идет развитие музеев в современных условиях:
· музейное пространство;
· внемузейное пространство;
· информационное пространство.
Наш музей во многом осознал наличие различных сред развития, и в своей нынешней деятельности старается исходить не только из освоения традиционного музейного пространства, которое также меняется в процессе времени. Ведь сегодня Радищевский музей – это не только знаменитое здание, построенное архитектором Штромом в 1885 году специально под музей. Это еще корпус, переданный музею в 2001 году и целый комплекс филиалов музея в Саратове, Энгельсе, Балаково и Хвалынске. И процесс их освоения и придания им должного Радищевского звучания безумно не простой. Однако, освоение и завоевание и внемузейного, и особенно информационного пространства для нас является не менее важным направлением деятельности.
При этом, каждое из пространств не отменяет, а только дополняет предыдущее, и все они развиваются по своим законам и принципам и простой и механический перенос уже существующих моделей и форм развития в новые, недавно возникшие не приводит к должному успеху. Поэтому, необходимы принципиально новые механизмы и новые модели, адаптированные как под внемузейное, так и под информационное пространство.
III. Механизмы развития музея.
Они также начали меняться в связи с возникновением новых сред и пространств музея. Если раньше, в музейном пространстве, приоритеты склонялись в сторону фондов, архива, экспозиции, выставок, то со временем, при появлении внемузейного пространства, приоритеты сместились в сторону образовательной, воспитательной и массовой работы.
Появление же информационного пространства ставит перед музеем совершенно новые проблемы и открывает новые возможности. И здесь, можно привести перечень структур, которые возникли в разных музеях России за последнее время и которые взяли на себя роль новых механизмов развития:
· отделы информатизации
· отделы информационных ресурсов
· отделы по развитию музея
· отделы по маркетингу
· музейные агентства
· музейные ресурсные центры
Нам хотелось бы сразу оговориться, что каждый музей, где возникают подобные структуры, исходит из своих условий и возможностей, и здесь нет точных рецептов по созданию той или иной из них. Но то, что именно эти структуры становятся основными движителями развития в современных условиях, необходимо признать. При этом роль традиционных механизмов также остается важной составляющей развития.
В нашем музее для выполнения программы “Музейный ресурсный центр” на одном из первых ее этапов был организован отдел по развитию музея, который и взял на себя функцию движителя развития музея и полигона, на котором стали отрабатываться те или иные модели развития.
IV. Модели развития музея.
Новые условия и возможности, заставили нас обратить внимание и развивать в своем музее следующие модели.
Партнерская модель. Эта модель определяется нами, как модель по установлению и развитию разнообразных партнерских отношений со специалистами из музейной среды или других направлений деятельности, и в первую очередь связанных с информацией, ее созданием, хранением и различными способами передачи и доведения до потребителя, что позволяет выходить на совместные сетевые проекты и их реализацию не только в музейном, но и во внемузейном и информационном пространстве. Мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, привлекаем в качестве своих партнеров Саратовский госуниверситет, а также компьютерные фирмы, студии и провайдерские компании, для совместного создания и продвижения разнообразных информационных ресурсов музея.
Коммуникационная модель. Она определяется выстраиванием новых форм коммуникаций, как внутри музея, так и вне его, и непосредственно связана с первой моделью. Данная модель, исходит из проблемы позиционирования музея в информационном пространстве, привлечения к нему с помощью средств и инструментов коммуникации новых партнеров, создания положительного образа музея, и распространения и продвижения различных информационных потоков по внешним и внутренним каналам. В данном направлении музеем пройден уже не малый путь и накоплен значительный опыт. Это и выпуск музеем электронного информационного бюллетеня, как инструмента внешней коммуникации (2), и последующее создание на его базе первого в России новостного музейного сайта - “Новости Радищевского музея” (3), и разработка на платформе бюллетеня и новостного сайта информационного Интернет-портала музея, и организация на базе музея регионального представительства АДИТ, и постоянное и регулярное участие в различных семинарах и конференциях по применению информационных технологий в музейной сфере, и т.д.
Ресурсная модель. Она возникла практически сразу в нашем музее, после установления партнерских отношений с Интернет-центром университета, и заключается в создании и наращивании разнообразных информационных ресурсов музея и их продвижении в новом информационном пространстве. При этом, испытывая определенные объективные и субъективные трудности в быстром переводе традиционного музейного ресурса (фондов, архива, библиотеки и т.д.) в информационный ресурс, мы пошли по пути создания новых информационных ресурсов, которые описывают и отражают не столько музейные объекты, сколько музейную деятельность за последние полтора года.
За это время нами были созданы или восстановлены семь музейных тематических сайтов, архивов и электронных каталогов, а также многочисленные базы данных, которые напрямую помогают в работе различным отделам музея. Немаловажное значение в отработке ресурсной модели имел процесс по созданию различных мультимедиа-презентаций, которые сопровождают те или иные проекты, выступления, доклады, лекции сотрудников музея. Во многом именно этот процесс, как и некоторые другие, помог приступить к отработке следующей модели - модели внутреннего взаимодействия.
Модель внутреннего взаимодействия. Одна из самых трудных и тяжело складываемых моделей развития нашего музея. Безусловно, в этом отражается определенная специфика Радищевского музея, его традиции, ментальность основных сотрудников, и масса других факторов. Сама модель заключается в изменении взаимоотношений и взаимосвязей внутри музея и внедрение в его работу новых форм и методов работы с информацией. Процесс по отработке этой модели находится в самой ранней стадии, но уже на сегодня результаты этой работы очевидны. Создана единая локальная сеть музея, в которую подключены более тридцати персональных компьютеров. Сформированы различные тематические информационные ресурсы музея. Для всех сотрудников музея, открыт доступ к различным вспомогательным базам данных. На основе созданных информационных ресурсов, баз данных и локальной сети идет отработка схемы организации Интранет-сайта, как инструмента внутреннего взаимодействия и коммуникации в музее (4). Создание Интранет-сайта позволяет всем без исключения сотрудникам музея, от управленческого аппарата до архива и библиотеки, "разговаривать" и "общаться" на одном языке и с помощью единой информационной среды, не дублируя работу друг друга, и в тоже время, отслеживая результаты этой работы в виде тех или иных информационных продуктов. Связь Интранет-сайта с сетью Интернет, даст возможность многократно увеличить необходимое информационное пространство и привлечь к собственной работе огромные информационные ресурсы Всемирной Сети. В тоже время, Интранет-сайт может стать хорошим фундаментом, для построения, задуманного нами информационного Интернет-портала музея.
Образовательная модель. Здесь мы исходим из того, что постигать информационное пространство, входить в него, могут только хорошо подготовленные специалисты. Поэтому уже в самом начале работы по программе “Музейный ресурсный центр”, нами были предприняты определенные шаги в этом направлении. Для этого были обучены компьютерной грамотности и работе с Интернет более 60 сотрудников музея, некоторые из них прошли углубленные курсы работы с web-технологиями, web-дизайном, 3D-моделированием и т.д. Кроме этого музей, совместно с ПРЦ НИТ СГУ провел в феврале 2002 года обучающий семинар “Современные информационные технологии в музейном деле”, в котором приняло участие значительное количество наших специалистов. Сотрудники отдела по развитию музея за последние два года приняли участие в ежегодных конференциях АДИТ и “EVA”, а также в других семинарах и конференциях, проходящих как в Саратове, так и за его пределами. Все это, безусловно, позволяет воспринимать нашу образовательную модель, как очень перспективную и самое главное, постоянно действующую.
Управленческая модель. Данная модель, только складывается в музейной среде и для ее создания необходимы и условия, и хорошо подготовленные специалисты, и развитая среда, и новые инструменты и, безусловно, разнообразные информационные ресурсы. Значительным фактором для отработки управленческой модели является то, что Радищевский музей сейчас находится на стадии формирования “Музейного объединения”, и естественно управлять этим комплексом по старому – просто будет невозможно. Поэтому, уже сейчас нам ясно, что основной принцип работы данной модели должен заключается в следующем: переход от управления информацией - к управлению с помощью информации.
Все рассмотренные нами модели, определяют наши пути и направления развития, по которым мы стараемся идти последние два года. При этом, данные модели и пути развития, не отменяют уже существующие в музее направления, а только дополняют их, порой делая более зримыми и весомыми.
V. Пути развития музея.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня в Радищевском музее уже сформированы или начинают формироваться несколько новых путей и направлений развития:
· партнерский путь;
· коммуникационный путь;
· ресурсный путь;
· путь внутреннего взаимодействия;
· образовательный путь;
· управленческий путь.
В целом, все эти пути очень тесно связаны между собой и отражают довольно динамичную картину и этапы развития музея.
VI. Этапы развития музея.
За прошедшие неполные два года, с момента создания концепции и программы “Музейный ресурсный центр”, мы можем выделить в своем развитии, по крайней мере, четыре этапа:
· концептуальный этап;
· организационный этап;
· информационный этап;
· управленческий этап.
И если первые два этапа практически пройдены, а сейчас мы находимся на информационном этапе, то управленческий этап развития нам еще предстоит пройти.
При этом, как показывает наш опыт, эти этапы во многом приходится проходить не только последовательно, но и параллельно, так как новые модели и пути развития музея, у нас развиваются одновременно.
В итоге, все перечисленные выше позиции, составляют единую и целостную систему развития музея в современном информационном мире. Насколько хороша эта система, покажет время, однако, уже пройденный нами не малый путь, позволяет надеяться на успешный результат.
Литература.
1. Калинина Л.Л., Пролеткин И.В., Спиридонова С.И., Шпак М.Е. Музейный ресурсный центр. “Сборник докладов Всероссийской конференции Технологии Интернет - на службу обществу ”, Саратов, 2002 г. с. 99-102.
2. Шпак М.Е., Пролеткин И.В., Калинина Л.Л. Электронный информационный бюллетень, как инструмент коммуникации музея. “Музеи и информационное пространство - проблемы информатизации и культурное наследие”. Сборник докладов шестой ежегодной конференции АДИТ’2002, Нижний Новгород, 2002 г. с.75-78.
3. Калинина Л.Л., Пролеткин И.В., Шпак М.Е. Перспективы развития новостного сайта музея. “Сборник докладов Всероссийской конференции Технологии Интернет - на службу обществу ”, Саратов, 2003 г. с. 264-267.
4. Пролеткин И.В., Шпак М.Е., Калинина Л.Л. Интранет-сайт музея. “Информация для всех: культура и технологии информационного общества”. Сборник докладов Пятой Юбилейной Международной конференции EVA-2002. Москва, 2002, с. 5-3-1.
|