Использование возможностей современного компьютера для сохранения истории вычислительной техники | Смолевицкая Марина Эрнестовна Научный сотрудник Государственный Политехнический музей Адрес: 101000, г. Москва, Новая пл., 3/4 Тел.: 9282138 Факс: (095) 925-12-90 E-mail: smol@polymus.ru
|
Содержание : В экспозиционном пространстве, посвященном истории развития вычислительной техники, современный компьютер может использоваться:
- во-первых, для восстановления или «реанимации» отдельных экспонатов путем создания демонстрационных комплексов на их основе;
- во-вторых, для более полного раскрытия истории вычислительной техники, ее отдельных направлений, показа отсутствующих на данный момент в экспозиции вещественных, документальных и изобразительных источников;
- в-третьих, для сохранения аудио и видео информации на нескольких носителях: аудио- видеокассетах, лазерных дисках и винчестере одновременно;
- и в–четвертых для демонстрация возможностей вычислительной техники и программного обеспечения.
К сожалению, восстановить первые электронные цифровые вычислительные машины (ЭЦВМ) для демонстрации их работы практически невозможно. Однако с помощью современного компьютера можно показать функционирование отдельных устройств ЭЦВМ. В экспозиции зала ЭЦВМ был создан демонстрационный комплекс на базе графического регистрирующего устройства ЕС-7051М и персонального компьютера IBM PC AT (40 486), работающий в среде DOS.
В 80-е годы данный графопостроитель являлся устройством ввода-вывода электронных вычислительных машин Единой системы (ЕС) и работал под управлением специального блока, входящего в состав этих ЭВМ. В коллекции ЭЦВМ музея нет ни работающей ЕС ЭВМ, ни блока управления графопостроителем. В соответствие с составленным техническим заданием Д.И.Щеповалиным была разработана схема сопряжения графопостроителя с персональным компьютером, а также разработан и собран новый блок управления на основе современной технологической базы. Написанные программы управления на алгоритмическом языке «С++» и демонстрационные программы позволяют выводить на графопостроитель выбранные пользователем изображения из библиотеки, например, логотип Политехнического музея.
Первым алгоритмическим языком был ФОРТРАН (1955г.), а е го графическим приложением явился язык ГРАФОР, созданный в конце 1960-х годов для выполнения графических работ в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша.
Таким образом, в экспозиции зала ЭЦВМ для посетителей любых категорий мы наглядно показываем вывод информации из ЭВМ и ее фиксацию в виде чертежей различных схем, графиков и таблиц на бумаге с помощью графопостроителя ЕС-7051.
В начале 70-х годов в ЦНИИЭП жилища была создана программа системы графического отображения ALGRAF, разработанная для ЭВМ серии ЕС и позволившая автоматизировать проектирование архитектурных и градостроительных объектов. Данная программа с многочисленными позволяет представить работу архитектора при нахождении планировочных решений помещений и работу художника-конструктора при поиске вариантов сложных форм и криволинейных поверхностей. А любому посетителю немного ощутить себя в их роли.
Cледует подчеркнуть отметить, что в созданном демонстрационном комплексе на базе графопостроителя ЕС 7051 и персонального компьютера частично отражается и сохраняется история появления и развития языков программирования.
Под управлением персонального компьютера в экспозиции также работает динамический стенд логических элементов «Основные логические функции на полупроводниковых элементах». Выполненный на фабрике музея в 60-е годы, он уже не подлежал реставрации. Сейчас во время экскурсий с его помощью легко объяснить, как могут быть реализованы основные логические функции булевой алгебры на основе использования полупроводниковых элементов в ЭВМ 2-го поколения.
В дальнейшем планируется создать подобные комплексы для демонстрации работы ленточного перфоратора и фотоэлектрического устройства ввода с перфоленты FS 1501.
Таким образом, первое направление использования современных компьютеров позволяет увеличить число действующих экспонатов в экспозиции.
Одними из первых задач, решавшихся более успешно с использованием электронных вычислительных машин, были задачи небесной баллистики: реактивного движения, движения спутников, межпланетного перелета, гравитационного маневра. Для их постановки было применено второе направление использования персонального компьютера в экспозиции.
На компьютере Penntium4 можно посмотреть модели этих задач, выполненные с использованием современных технологий Macromedia Flash и Java. Можно попробовать правильно выбрать орбиту искусственного спутника Земли, запустить ракету на Марс и вернуть ее обратно, осуществить стыковку транспортного космического корабля с орбитальной станцией.
Любым категориям посетителей на этом компьютере можно демонстрировать следующие слайд-шоу, созданные автором доклада с помощью программы Power Point:
1. «Чарльз Бэббедж и его вычислительные машины»;
2. «Ада Лавлейс – первый программист в мире»;
3. «Гимн искусственному интеллекту»;
4. «Поиски вариантов в сочинении сказок»;
5. «Свойства варьированных ситуаций»;
Также с помощью данного компьютера можно прослушивать компьютерную музыку: от первых одноголосных мелодий «Уральских напевов» Рудольфа Хафизовича Зарипова, полифонических сочинений Андрея Михайловича Степанова (60-е годы ХХ века), которые были переписаны со старых магнитофонных лент и оцифрованы, до современных пьес, написанных для компьютера и обычных музыкальных инструментов, например «Диалог компьютера и виолончели», «Пение птиц».
С начала осени мы начали вести работу по «оцифровке» видеофильмов из научно-вспомогательного фонда нашей группы.
Уже оцифровано 5 фильмов и эту работу планируется продолжать.
Такое использование компьютера с его мультимедийными возможностями позволяет существенно дополнять и расширять круг тем, связанных с историей вычислительной техники, без всяких ограничений.
Связь природы, математики, вычислительной техники и изобразительного искусства можно наглядно продемонстрировать с помощью фрактальной графики
Фантастические узоры, ФРАКТАЛЫ, выполнила не обладающая воображением «бесчувственная» вычислительная машина, следуя математическому и художественному замыслу доктора технических наук, ведущего научного сотрудника ИПИ РАН П.П.Николаева.
Компьютер как бы отправляет точку в путешествие по комплексной плоскости в соответствии с некоторыми определенными правилами выполнения операций над комплексными числами и получает причудливую вязь орнамента, уходящую в бесконечную глубину. Среди разнообразия завитков, спиралей и «протуберанцев» всякий раз перед нами открывается картина изумительной красоты и появляются во много раз уменьшенные копии изначального множества Мандельброта. А в целом возникает бесконечно самовоспроизводящаяся красота, то есть фрактал.
В XXI веке все более широкое распространение находит артистическое программное обеспечение. В мае 2002г. в Москве прошел фестиваль медиа-искусства «Программное обеспечение как произведение искусства или художественные игры с софтом». Он был ориентирован на искусство, адекватное информационному обществу, на активность, художественно и теоретически осмысляющую новую реальность, которую можно оцифровать.
С помощью ПК Pentium 4, установленного в первом зале вычислительной техники можно просмотреть работы участников этого фестиваля, продемонстрировавшего глубинные свойства и качества программирования. Эти работы выполнены с использованием современного, но самого обычного, т.е. широко распространенного программного обеспечения.
Программист-художник, создающий или использующий программное обеспечение "по-другому", способен, хотя бы на время, победить коммерцию и привнести искусство в сферы, в которых его присутствие изначально не предусмотрено.
|