Современное информационное пространство и проблема адекватности восприятия культурных ценностей | Глаголев Максим Владимирович Заместитель директора по техническим вопросам ФГУ "Тульский государственный музей оружия" Адрес: 300000, г. Тула, Кремль Тел.: (0872) 36-46-86 Факс: (0872) 36-46-86 E-mail: info@arms-museum.tula.ru www.arms-museum.tula.ru
|
Содержание : Технологические достижения в области обработки, передачи, хранения и использования информации послужили основой для увеличения интенсивности информационного обмена до невиданного ранее в истории уровня. Изменение технологий информационного взаимодействия приводит к глубоким социальным и культурным трансформациям, позволяющим констатировать наличие глобальных тенденций перехода от традиционных моделей социального устройства к основанному на знаниях "информационному обществу". Сегодня одним из определяющих факторов развития становятся сфера информационных технологий, образование и культура.
Современная действительность такова, что человека сегодня окружает не только, а часто и не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием знаковых систем массовых аудиовизуальных коммуникаций. Применяемые практически во всех сферах жизни новые технологии, оказывают непосредственное воздействие на психическую сферу человека. Благодаря большей привлекательности компьютерной виртуальной реальности по сравнению со сложностью обыденного мира, данный искусственный технико-психологический феномен способен замещать объекты объективной действительности их нематериальными образами и компьютерными симуляциями. Становиться очевидным, что происходит трансформация всей человеческой деятельности за счет опосредования ее информационными системами.
В качестве выражения современного состояния общества выступает философия постмодернизма, характеризуемая относительностью системообразующих идейных и ценностных ориентаций культуры. Философский, нравственный, художественный релятивизм предполагает равные права и свободу на существование разнообразных идей, форм, стилей и смыслов жизни. Эпоха "мозаичной культуры", связанная с процессом поглощения непрерывной, беспорядочной, избыточной, случайной информации вынуждает нас "оставаться на поверхности вещей, ни во что не углубляясь…" [1, с.292].
Следует отметить, что именно стремление компенсировать отсутствие целостной социальной реальности вызывает распространение технологий виртуальной реальности, поскольку "не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь"[2, с.31]. В результате виртуализации жизненной среды изменяется соотношение материальных и нематериальных оснований жизни, что приводит к трансформации ценностных ориентиров человечества, выстраиванию их вокруг понятий и образов, репрезентирующих ценности информационного века. В связи с тем, что природа электронной информации связана с оторванностью ее от материального плана, ценностная пирамида современной культуры начинает выстраиваться на основе развития внематериальных отношений.
Все это постепенно подводит к необходимости формирования в качестве основной стратегии цивилизационного процесса проблемы выработки устойчивой системы базовых ценностей. Нам представляется, что современные требования должны состоять в наличии целостного мировоззрения, включающего как логические, так и внелогические способы взаимодействия с окружающей действительностью на основе синтеза естественнонаучных и гуманитарных способов постижения мира. Идеалы приоритета общечеловеческих ценностей, отказа от господства человека над природой могут служить основой для изменения системы ценностей техногенной цивилизации. Однако проблема заключается в поиске возможности укоренения этой системы новых мировоззренческих образов и этических регулятивов в массовом сознании.
На протяжении всей истории общества преемственность культуры способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создает непрерывность, взаимосвязь и цельность культурно-исторического развития. Культура находится "на границе" (М.М. Бахтин) времени, на границе прошлого и настоящего, настоящего и будущего. Творчество в любой сфере человеческой деятельности пользуется памятью культуры.
Ценности культурного наследия всегда служили фундаментом духовного развития поколений. Воспитание историей, формирование ценностей человека укорененной в многовековой традиции памятью культуры представляется в качестве одного из устойчивых инструментов трансляции общечеловеческих ценностей и смыслов в современных условиях. Следует заметить, что в случае непосредственного взаимодействия с культурными ценностями в результате целостного восприятия логической и внелогической информации, происходит процесс самостоятельного формирования личностной ценностно-смысловой сферы человека, выступающей в качестве регулятора его поведения.
По этой причине в современном обществе особое значение приобретает использование коммуникационного пространства социальных институтов, хранящих культурные ценности (музеев, библиотек, архивов) в качестве образовательного пространства нового типа. Учреждения такого рода ориентированы как на сохранение культуры, так и на целостную ее трансляцию следующим поколениям. Мы полагаем, что образование и воспитание, происходящие в результате процесса многоаспектного взаимодействия человека с подлинными ценностями культурного наследия в уникальной музейной среде, будут способствовать гармоничному развитию человека в соответствии с современным требованиям жизнедеятельности, а так же сохранению им своей идентичности в технологизируемом мире.
По справедливому мнению Д.С. Лихачева "Посещать … музеи - значит обогащаться духовно. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложен талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение - это как бы связующее звено во времени" [3, c.55]. Процесс непосредственного взаимодействия с культурными ценностями напоминает в некотором смысле путешествие во времени, в котором надо понять и в какой то мере сжиться с культурой прошлого, начать по возможности думать и чувствовать, как думали и чувствовали наши предки.
Создание электронных представительств учреждений хранения памяти в едином информационном пространстве открывает доступ к мировому культурному наследию с помощью Интернет- технологий. Не вызывает сомнений, что гипертекстовая навигация в Интернете предоставляет дополнительные возможности для осуществления познавательной деятельности. Так благодаря доступности информации об артефактах мирового культурного наследия в современном информационном пространстве значительно расширились возможности для оперативного дистанционного ознакомления с их "виртуальным" образом через систему телекоммуникации для максимально широкого круга заинтересованных зрителей.
Действительно, в ряде случаев процесс образования предполагает использование копий для ознакомления с ними множества людей, а системы телекоммуникации значительно расширяют трансляционную функцию музеев, библиотек и архивов. Однако динамика процесса использования художественных электронных образов обнаруживает тенденцию к переориентации в использовании их в целях получения информации о культурных ценностях. В массовом восприятии отличия электронной копии от подлинника становятся менее существенными по сравнению с возможностями и удобствами, предоставляемыми новыми технологиями.
В этой связи представляется важным подчеркнуть, что характер информации, доступной для записи, обработки и воспроизведения с использованием информационных технологий пока еще не может быть сравним с целостностью многоаспектной информации, транслируемой без участия электронных средств коммуникации. Этот факт позволяет говорить о принципиальной невозможности (по крайней мере, в ближайшее время), адекватной трансляции ряда внелогических составляющих культурного опыта (связанных с процессом чувственного, эмоционального, образного, интуитивного, эстетического и т.п. восприятия) в условиях опосредованного компьютером общения с образами культурных ценностей. Электронная копия, на наш взгляд, не сможет заменить собой процесс непосредственного общения с подлинным шедевром.
Необходимость взаимодополнительности логической и внелогической коммуникаций подтверждается в трудах Ю.М. Лотмана, делающего вывод, что пространство реальности не охватывается ни одним языком в отдельности, а только их совокупностью. Он считает, что "произведения искусства представляют собой чрезвычайно емкие, выгодно устроенные способы хранения и передачи информации" [4, c.10], что создаваемые искусством художественные тексты являются не пассивными хранилищами информации, а генераторами новых сообщений. Следует отметить, что открытия конца семидесятых годов XX века в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека обнаружили ряд глубоких аналогий между индивидуальным сознанием человека и биполярной асимметрией семиотических механизмов системы культуры.
По мнению А.С. Дриккера, "стабильность трансляции культуры связана, в первую очередь, с системой передачи неформализованной информации" [5, с.436]. Т.е. надежность передачи обобщенного культурного опыта возрастает при использовании потенциала искусства, религиозных систем и др., сохраняющих устойчивость во времени. Одну из причин устойчивости данных систем составляют "те сложные, тонкие связи, за счет которых достигается глубина эмоционального воздействия" [5, с.437]. Для осуществления адекватной передачи эмоциональной информации необходимо пересечение сфер культурного мира и душевных состояний автора и зрителя. Однако при электронной коммуникации это пересечение происходит в гораздо меньшей степени, чем при непосредственном взаимодействии с шедевром, что не способствует восприятию значительной части культурного опыта. Тогда как в пространстве музея глубина эмоционального переживания обеспечивается комплексным воздействием логической и внелогической информации.
Так же следует заметить, что в случае электронной коммуникации непосредственное "общение" с произведением искусства подменяется восприятием информации о нем, зафиксированной на определенном техническом носителе и переданной по каналам связи. В этом случае человек воспринимает произведение не непосредственно, а в "отредактированном" виде, прошедшее этап адаптации к техническим возможностям средств электронной коммуникации через ряд субъективных факторов восприятия его каждым из специалистов, принимающих участие в подготовки трансляции. В результате этого из процесса взаимодействия зрителя с произведением искусства как бы уходит некое непосредственное, сокровенное, "живое" восприятие, играющее немаловажную роль в процессе индивидуального общения.
Неадекватное восприятие культурных ценностей при электронной коммуникации может возникать так же вследствие различия двух геометрических пространств: объективного физического и пространства зрительного восприятия. По мнению Б.В. Раушенбаха пространство зрительного восприятия возникает в нашем сознании как результат совместной работы глаз и мозга [6, с.366]. С позиции геометрии эти пространства имеют различные свойства и подчиняются разным закономерностям. В соответствии с теорией зрительного восприятия, человек при наблюдении небольших предметов с близкого расстояния (один - три метра) "видит их в аксонометрии (параллельной перспективе) или в слабой обратной перспективе" [6, с.368]. В этом случае деятельность мозга при зрительном восприятии особенно интенсивна. Фотография или электронное изображение, так же как и любое другое оптическое преобразование перспективы, отличается "специфическим распределением неизбежных ошибок и поэтому никак не может служить эталоном "правильного" изображения" [7, с.78]. В частности, одно из главных искажений фотографии состоит в уменьшении дальних планов.
Кроме этого дискретная система представления, передачи и формирования изображения визуальной информации не позволяет абсолютно точно отобразить непрерывные поверхности реальных предметов.
Вполне возможно, что упомянутые особенности зрительного восприятия человека являются одной из причин отсутствия адекватной чувственно-эмоциональной реакции при опосредованной компьютером коммуникации.
Таким образом, любое электронное представление информации о культурных ценностях, по-видимому, может рассматриваться как весьма эффективная справочно-информационная система, предоставляющая дополнительные возможности для предварительного информирования, ознакомления с культурными ценностями перед непосредственным посещением музея (библиотеки, архива) /при наличии такой возможности/, а так же для получения дополнительной информации после его осуществления.
Опосредованное компьютером взаимодействие с культурными ценностями имеет ряд преимуществ в плане оперативности доступа к информации о них для широкой аудитории виртуальных посетителей, но в силу технических ограничений, а так же комплекса физических и психологических особенностей визуального восприятия электронных изображений с плоскости экрана не позволяет адекватно воссоздать в виртуальном пространстве атмосферу непосредственного взаимодействия с ценностями культурного наследия. Кроме этого, отсутствие "живого общения" не порождает адекватного эмоционального отклика, что не способствует процессу оптимального восприятия.
В этой связи представляется целесообразным тезис о различии социальных ниш непосредственной и электронной коммуникаций и одновременно их взаимодополнительности. Вместе с тем полагаем высокоактуальным дальнейшее продолжение исследований в данной области.
1. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966.
2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб., 2002.
3. Лихачев Д.С. Заметки о русском.- М., 1984.
4. Лотман Ю.М. Люди и знаки. // Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2001.
5. Дриккер А.С. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения. //Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002.
6. Раушенбах Б.В. Сохранить - значит понять // Красная книга культуры. - М., 1989.
7. Раушенбах Б.В. Пристрастие. - М., 2002.
|