EVA 2003 Москва

Государственная Третьяковская галерея
1-5 декабря 2003

2003
Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English

О Центре ПИК

История конференций EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 РФФИ

 Британский Совет


Образовательный сайт art.ioso.ru


Гудилина Светлана Ивановна
Зав.лаб.по экспериментальной работе
Институт общего среднего образования
Адрес: Москва, ул.Погодинская, д.8
Тел.: (095) 245-37-33
Факс: (095) 245-05-13
E-mail: gudilinas@mail.ru

Содержание :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ART.IOSO.RU
С.И.Гудилина, ИОСО РАО

Исследования функций интернет-технологий в учебном процессе показывают неоднозначность ситуации. С одной стороны, первый положительный опыт по созданию сетевых проектов, проведению интернет-конкурсов показал, что создание эффективно решаются образовательные задачи. Однако многие учителя и родители продолжают считать отрицательным фактом обращение детей в сеть Интернета из-за разного качества информационных материалов и развития стереотипов общения на чатах, форумах, гостевых книгах. Есть данные, что только 10% населения России пользуются Интернетом, можно представить какой процент составляют педагоги. Встает вопрос: «Почему интернет-технологии широко не используются учителями?» Главной причиной данной ситуации нельзя назвать отсутствие необходимой технической базы. В образовательных учреждениях, имеющих хороший компьютерный парк и выход в Интернет, только незначительная часть учителей применяет ресурсы Интернета в дополнительном образовании и еще меньше – на уроках. Поэтому важным фактором в изменении содержания и форм обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий является переосмысление учителем своей роли и роли технического прогресса в образовательной деятельности. Компьютерная техника и технологии, с помощью которой организуется деятельность – это только инструментарий, но он может многое – обеспечивать и направлять на демократизацию, гуманизацию и гуманитаризацию образования, личностно-ориентированное обучение, внедрение активных методов продуктивной учебной деятельности для формирования навыков самоопределения и саморазвития.
Изменить отношение учителей к Интернету, создавая неординарные дидактические
ситуации, можно, например, с помощью сайта art.ioso.ru. Деятельность сайта основана на трех основных принципах. Во-первых, максимальное использование возможностей интернет-технологий. Это расширение информационной образовательной среды, интерактивный информационный обмен, поисковая деятельность, разработка каталога сетевых ресурсов, организация коммуникативных ситуаций и пр. Поэтому на сайте art.ioso.ru демонстрируются возможности современных компьютерных технологий, создаются условия приобщения учащихся и учителей к новым формам коммуникативной деятельности на основе интернет-технологий.
Во-вторых, создание образовательной среды для проведения интегрированных уроков по искусству. Учителям предлагается проводить занятия по программе «Искусство: изобразительное искусство и художественная культура. 1-9 кл.». Однако это не означает, что нельзя использовать и другие программы. Программа «Искусство» разработана на основе интеграции разных видов искусства и интеграции учебных предметов, а с началом работы сайта art.ioso.ru появился и третий аспект интеграции - это
интеграция очных и дистанционных форм обучения. Для организации подобных занятий
учителю требуется особая подготовка. Поэтому учитель должен иметь возможность
проконсультироваться по разным вопросам обучения в удобном для него режиме, что
возможно на сайте art.ioso.ru.
В-третьих, организация и формирование культуры общения школьников в Интернете, как одна из наиболее актуальных проблем. Следует отметить, что одной из основных целей программы «Искусство» является демонстрация разнообразия мира
художественной деятельности и обучение учащихся эмоциональному и осмысленному
восприятию этого мира. Поэтому на сайте обсуждение эстетических проблем, художественных средств выразительности, неординарных композиций, культуры разных
народов и эпох, посещение музеев и выставок и пр. становится естественной средой
развития личности подростка, его духовности и нравственности.
Структуру системы сайта можно условно разделить на два основных блока
деятельности: деятельность учителей и деятельность учащихся. Первый блок построен так, что сначала каждый из участников выбирает тему из программы «Искусство: изобразительное искусство и художественная культура. 1 - 9 классы». Название тем размещают на страницах «для учителей» и «для учащихся» под заголовком «Проекты». По выбранным темам учителя представляют методические разработки, придерживаясь следующей схемы: тема; ключевые слова; цели и задачи; учебные дисциплины, если предусмотрена интеграция учебных предметов; средства обучения, необходимые для проведения занятий; содержание уроков; практикум; форма коммуникации в обсуждении учебной темы; критерии оценки деятельности учащихся. Затем на форуме идет обсуждение представленного материала. Обычно задаются вопросы о планировании уроков, о заданиях, предлагаются альтернативные подходы к проведению занятий. Таким образом, у каждого учителя вырабатывается дидактический образ сценария проведения занятий по той или иной теме. На завершающем этапе все представленные на сайте материалы размещаются на странице «Банк методических разработок». В перспективе планируется этот банк дополнить методическими разработками и по другим предметам, т.е. создать методический блок гуманитарного направления.
Второй блок «деятельность учащихся» полностью ориентирован на учебный процесс. На сайте выставляются все творческие работы ребят по теме, заявленной на сайте и выполненные на уроке. Причем эти работы сопровождаются небольшими комментариями, в которых автор рассказывает о своем отношении к выбранному сюжету, композиции, цветовом решении и т.п. Достаточно прочитать только комментарии к работам и в воображении возникают образы, которые хочется увидеть. У детей появляется желание познакомится с творчеством одноклассников из других школ и поделиться
впечатлениями. А такое на первый взгляд довольно простое задание, как написание комментария, надолго оставит в памяти изучаемые темы, так как оно сочетает в себе эмоциональное сопереживание с рефлексией, ребенок знакомиться с технологией «внутреннего» осмысления своей изобразительной творческой деятельности.
После презентации детских рисунков на форуме проводится обмен впечатлениями и
мнениями.
Таким образом, на сайте созданы дидактические условия для обучения учащихся свои работы; составлять к ним небольшой текст, который помогают «проговорить» и осмыслить визуальную деятельность (переводить вербальный текст в визуальный вид и наоборот); обсуждать и уважительно относиться к альтернативным работам и мнениям.
Лучшие работы учащихся Экспертная комиссия отбирает в Виртуальную галерею (на особую страницу сайта). Интересно, что эта сменная композиция наиболее часто
просматривается родителями школьников. С созданием сайта art.ioso.ru родители в открытом информационном пространстве имеют возможность наблюдать и за успехами своих детей, и за профессиональным мастерством учителей.
Деятельность сайта art.ioso.ru не ограничивается проведением проектов. В структуру сайта вошли страницы, которые помогают организовать сетевую деятельность, познакомиться с участниками из других школ, найти сетевые материалы по вопросам искусства и многое другое. Поэтому на сайте созданы страницы: «Новости», «Для кого создан сайт», «Программа «Искусство», «Как отправить рисунок на сайт», «Участники проекта», «Дискуссия», «Образовательные ресурсы», «Театр моды», «Виртуальная галерея», «Банк методических разработок», «Программа копирования», «Семинары и конференции», «Гостевая книга».
Пролистав несколько страниц сайта, возможно вам захочется поучаствовать в
сетевом проекте art.ioso.ru. Многие учителя задают вопрос, можно ли принять участие в этом проекте, если занятия проводятся по другой программе. Конечно, можно. Не надо забывать, что образовательным стандартом определен уровень знаний и умений. И во всех программах, несмотря на разные методические концепции, так или иначе, учебные темы повторяются. Поэтому каждая школа может принять участие в проекте art.ioso.ru.


Информация Программа и доклады Отзывы и публикации Каталог выставки Спонсоры English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2003. Хостинг АртИнфо