Образовательные парадигмы и информационная культура | Тарасова Ольга Игоревна Декан факультета Дополнительных специальностей Харьковский гуманитарный университет "Народная украинская академия" Адрес: Харьков, ГСП, 61000, ул, Лермонтовская, 27 Тел.: 8-10-38 - (0572) - 65 - 49 - 65 www.nua.kharkov.ua
|
Тезисы: Слово парадигма в настоящий момент становится чрезвычайно популярным. Когда говорят об образовательных парадигмах, то очень часто подразумевают не столько всю целостную систему образования, но скорее, и это, как привило, не оговаривается, различные типы образовательных технологий. Например, о гуманитарных или технократических принципах (технологиях) обучения. Рассуждает об эволюции психолого-педагогических парадигм обучения С. С. Корнеенков. Он пишет, что «естественная, но болезненная замена технократической парадигмы обучения, полностью себя исчерпавшей, на гуманистическую, а затем на эзотерическую подготовлена эволюцией сознания» [1; 37].
Необходимо обратить внимание, на соответствие основных, парадигмальных принципов культуры и образования. Эти принципы обладают свойством изоморфизма, коррелятивностью, совпадением архитектоники пространства культуры и образования. Поэтому можно провести параллель в типологии культуры и типологии образовательных систем. Если в эволюции социокультурных систем выделяют устную, письменную, и экранную стадии развития, то в эволюции системы образования, в полном соответствии с ее основопологающими функциями в социокультурной системе, можно обнаружить соответствующие стадии. Совершенно очевидно это для экранной культуры и экранного образования.
Каждая из выделенных социокультурных и образовательных парадигм обладает своей информационной, а точнее информационно - коммуникативной спецификой. Это касается количества, качества информации, типов знания, доминирующих на данном этапе, приоритетного типа общения и коммуникации и т.д.
Экранная культура (культура технотронного, информационного общества) и экранное образование тесным образом связаны с гигантскими темпами научно-технического прогресса. Не секрет, что лавинообразный рост информации за последние 100 – 150 лет (когда увеличение информации пошло в геометрической прогрессии), связано с возникновением и повсеместным распространением технических средств связи. Поэтому информация как таковая - это один из парадоксов развития технократической парадигмы культуры (в иных терминах – технологии культуры) и одновременно один из показателей степени “виртуализации” бытия человека.
Понятие информационная культура сформировалось во второй половине ХХ века в связи с пристальным вниманием к механизмам и процессам информационного обмена. С точки зрения культурологии понятие информационная культура характеризует «культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации» [2; 269].
Нельзя не отметить, что «информационная культура», или в педагогике говорят об «информационной культуре личности», является составной частью более широкого понятия «культура личности». Под культурой личности понимается «система личностных качеств (ума, характера, воображения, памяти), осознаваемых самим индивидом как ценности и ценимых в обществе. Более узкое по объему понятие «информационная культура личности» мы определяем, - пишут Ю. Брановский и А. Беляева, - как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации и распространения» [3; 82].
При этом, очевидно, что информационная культура, в первую очередь, ориентированна, как с точки зрения процесса – на сбор, трансляцию, обработку и трансформацию, - так и с точки зрения типа знания на знание монологическое, закрытое, информационное. (Иначе говоря, на знание – значение, но не знание - смысл). Культура работы с информацией предполагает работу с информацией технократического, а не бытийственного «качества».
Информационная культура связана с особым типом коммуникации – опосредованным, техническим. Суть технического способа коммуникации именно в его опосредованности, поскольку он может реализовываться и существовать без наличия технического воспроизводящего устройства [см. 4].
Классическая модель образования, где в основе лежит принцип репродуктивного вербального поучения и технический способ коммуникации, едина для нескольких психолого-педагогических парадигм: гуманитарной, технократической, информационной, дистанционной и т.д. Поэтому систему дистанционного обучения можно рассматривать и как простое оснащение классической, технической по способу коммуникации, модели образования, различными техническими средствами связи, которые дают всевозможные пространственные преимущества. Но, исходя из базовых принципов коммуникации, заложенных в образовательную парадигму, появляются, уже осознаваемые, проблемы экранного образования. В их числе эффект ложных знаний, получение знаний информации, но не обмен ею, обучение по принципу «имитационного» диалога и прочее.
В эпоху инфляции гуманитарных и гуманистических принципов, редукции культуры к технологии, существует опасность редукции культуры личности (общей культуры) к культуре информационной. Говоря о пределах экспансии технократизма, необходимо задуматься и о пределах роста информации и о качестве и необходимости информационно культуры. Необходимо помнить, что «увеличение количества информации может значительно уменьшить нашу возможность пользоваться ею, т.е. количество информации и ее ценность – принципиально разные вещи» [5; 103].
Смена образовательных парадигм – это вопрос и о смене базовых типов коммуникации и связанных с ними типов информационной культуры.
Литература:
1. Корнеенков С. С. Эволюция психолого-педагогических парадигм обучения//Дистанционное и виртуальное обучение. – 2002. – № 12. – С. 33 – 38.
2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. – СПб.: Университетская кника; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.
3. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде//Высшее образование в России. - 2002. - № 1. – С. 81 - 87.
4. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации. – Вопросы философии. – 1972. – № 6. – С. 108 – 118.
5. Кордобовский О. Телемания и ее социально-психологические корни//Человек. – 2001. – № 4. – С. 99 – 113.
|