Культурное наследие и личность в информационном обществе: некоторые тенденции коммуникации | Глаголев Максим Владимирович Главный инженер ФГУ "Тульский государственный музей оружия" Адрес: 300000, г. Тула, Кремль Тел.: (0872) 36-46-86 Факс: (0872) 36-46-86 E-mail: m_v_glagolev@tula.net www.arms-museum.tula.ru
|
Тезисы: Тезисы:
В современном мире появились предпосылки качественно нового состояния социума, определяющегося доминантной ролью информации. В работах отечественных и зарубежных исследователей рассматриваются различные точки зрения в оценке влияния новых информационных технологий на общество и культуру.
Информатизация общества оказывает влияние не только на техническую сторону прогресса, но и на культуру, искусство, общественное и индивидуальное сознание. Последствия информатизации общества не могут быть определены однозначно, так как она несет в себе потенциалы как позитивного, так и негативного плана.
Мир виртуальной реальности - искусственный мир, комплексно воздействующий на человеческие органы восприятия, и с высокой степенью достоверности имитирующий реальные ощущения человека. Уникальный опыт, пережитый в этой среде, оказывает значительное воздействие на подсознательную психическую деятельность личности. На основе информации о культурном наследии человечества открываются новые возможности для организации образовательного процесса. Пересечение двух культурно-информационных систем - традиционной и виртуальной. Свобода выбора между идеализированным искусственным и реальным миром.
Восприятие изображения предмета на плоскости экрана заметно отличается от реального (теория перспективы Б.В. Раушенбаха), поэтому невозможна абсолютно точная передача информации об объекте культурного наследия с использованием информационных технологий. В силу комплекса физических и психологических особенностей визуального восприятия с экрана монитора в виртуальном пространстве неадекватно воссоздается атмосфера музея и ценностей культурного наследия, отсутствует эмоциональный отклик.
Музей - социальный институт не только сохраняющий культурное наследие, но и обеспечивающий на его основе процесс неформального образования, в том числе и с применением новых информационных технологий. Процесс образования в музее уникален тем, что наряду с рациональным познанием социокультурной информации в нем происходят коммуникативные процессы непосредственного, внелогического взаимодействия человека с подлинными памятниками культурного наследия, что обогащает процесс познания эмоциональным, образным восприятием.
Сегодня весьма актуальна задача определения места и социальных функций информационных технологий в коммуникационных процессах с участием культурного наследия.
|