EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Мультимедиа ресурсы в образовании детей-сирот


Латышев Олег Юрьевич
Старший научный сотрудник Института общего среднего образования
Российская Академия Образования
Адрес: 119435 Москва, Погодинская, д.8
Тел.: (095) 246-22-00
Факс: (095) 246-22-00
E-mail: papa888@newmail.ru
www.papa888.narod.ru

Содержание :

И по долгу службы, и по велению сердца, мы с друзьями и коллегами регулярно ездим по детским домам, интернатам и приютам России. Пропагандируем социальное Интернет-образование, делающее в нашей стране пока еще только первые шаги. Солидаризуясь с позицией "ШБ" в отношении роли библиотеки при организации информационно-образовательного пространства, мы обращаем особое внимание на состояние библиотек. Побывав в сиротских учреждениях различных регионов, мы пришли к убеждению, что возможности библиотек прямо пропорционально зависят от богатства региона, где находится это сиротское учреждение, а также от того, насколько далеко отстоит он от центра страны.
Библиотеки столичных школ-интернатов для детей-сирот радуют широтой выбора литературы. Достаточно сказать, что на стеллажах библиотек ряда интернатов можно встретить богато иллюстрированные фолианты об отдельных видах животных, направлениях декоративно-прикладного искусства. Это, как правило, больше интересует девчонок. Удовлетворяются и потребности мальчишек в области технического творчества. Множество книг по кружковой работе √ от детской кулинарии до курсов кройки и шитья. И было бы удивительно, если бы интернатские фонды всем этим не изобиловали. Что бы тогда можно было показать "великим мира сего", чаще всего наведывающимся, по привычной логике вещей, в гости именно к столичным сиротам? Удивление вызывает другое. Мало кто в московских детдомах и приютах озабочен проблемой трансформации своей библиотеки в многопрофильный медиацентр. Учитывая, как много в последние годы выпускается разнообразных CD-rom-ов √ энциклопедий, справочников, виртуальных репетиторов и логических игр для детей, поражаешься нерасторопности администраций столичных сиротских учреждений в данном отношении. О допущении ребенка к пользованию возможностями "Интернет" говорить так и просто не приходится. И это √ при полной оснащенности таких учреждений необходимыми компьютерами и модемами. И о каком же тогда медиацентре можно вести речь? Как можно достичь нового уровня организации детского сознания, принципиального расширения системы средств творческого развития ребенка? Я уже не говорю о непреходящей роли тренинговых программ, которых с каждым годом появляется все больше и на дисках, и в мировой образовательной сети. Кому, как не социально незащищенным детям, относительно недавно попавшим в стены сиротского учреждения, было бы наиболее полезно позаниматься с электронными репетиторами по различным предметам основного образования и факультативного цикла? В крайнем случае, можно было бы понять коллективы учреждений, трепетно относящихся к проблеме ухудшающегося зрения у все большего числа детей. Но, к сожалению, невнедрение компьютеров в работ
у детдомовской библиотеки нельзя мотивировать фактом повышенной заботы о сохранении хорошего зрения у детей. Ведь так часто приходится видеть детдомовцев, скучившихся в непосредственной близости от широкоэкранного цветного телевизора, к тому же √ еще и громко "кричащего". Что смотрят? Познавательную передачу? Фильм по программе кружка? За редким исключением, - совсем нет. Вот и приходишь в недоумение, глядя на хорошо оснащенные современной компьютерной техникой сиротские учреждения, неспособные (или не желающие) сотворить для своих питомцев хотя бы небольшой медиацентр. Возникает ощущение, что и техника-то появилась в этих стенах едва ли не случайно, чтобы единожды быть показанной высокой комиссии, а потом годами простаивать быстро стареющими железными гробами, с которых еще и пыль надо смахивать.
Что говорить, если даже один из достаточно трезво мыслящих детдомовских директоров поделился со мной вот чем. Делали, говорит, электропроводку специально для компьютерного класса. И умудрились же √ посадить его на одну "ветку" со звонком. Ситуация: включаются компьютеры, остаются считанные минуты до звонка с урока, пробки не выдерживают нагрузки, вырубая и то, и другое. Компы надо перезагружать (хотя уже и работать-то на них будет некогда!), и синхронизированный с электронными часами звонок переустанавливать заново по сетке звонков. О каком медиацентре на базе библиотеки интерната в этом случае можно говорить? Вот и получается: Москва, √ наиболее компьютеризированный и интернетизированный регион нашей страны, можно считать на вмятиной на образовательной Интернет-карте Родины. Имеет ли смысл резюме, каких прекрасных шансов для социальной адаптации детей-сирот добровольно лишается детдом, интернат или приют, не задумывающийся об организации медиацентра!
Мы рассмотрели, насколько контрастно выглядит ситуация с обеспечением интернатных библиотек образовательными ресурсами на традиционных носителях (книги, журналы, газеты), медиаресурсами и возможностями "Интернет". Но это √ только столица. Что же происходит за пределами МКАД, куда намного реже, если и добираются вообще, заглядывают влиятельные фигуры современного образования?
Уровень развития библиотеки сиротского учреждения отдаленного от центра страны региона во многом зависит от характера самого учреждения. Если это √ школа-интернат для детей-сирот, то библиотека в нем, как правило, занимает существенное место. Основной ее фонд составляет учебно-методическая и художественная литература, изучаемая по школьной программе. В основе своей √ старая. В некоторых из них мне приходилось встречать точно такие же учебники, по которым учился и сам. И было это в 70-х √ 80-х годах теперь уже прошлого, 20 века. То, что эти книги, в общем, были добротно написаны, сомнений не вызывает. А вот что можно сказать об их соответствии современным учебным программам?.. Да и общественным реалиям √ тоже.
Однажды мы с детдомовцами гуляли после их традиционной самоподготовки. Перед тем, как отправить детей на прогулку, воспитательница добросовестно расспросила их, о чем только что прочитали в учебнике литературы. И те с большим усердием повествовали наставнице о штурме Зимнего, выстреле "Авроры" и развевающихся лентах матросских бескозырок. Во время прогулки я полюбопытствовал у детей, что из прочитанного полчаса назад им запомнилось. Признаться, я не был бы удивлен практически нулевым ответом, если бы не присутствовал во время пересказа текста воспитателю несколькими минутами раньше. В чем проблема? Ведь я беседовал с детьми, налету схватывавшими наши забавные песенки про Валеру, который не мыл уши, и про Веронику, вытиравшую после обеда рот рукавом. Вот и выходит, что тексты старых учебников не остаются в памяти ребенка даже на какие-то полчаса. В то время как тексты юмористических песен эти же дети, как показывает семилетняя практика, помнят годами.
Говорит ли приведенный пример о том, что совсем не нужно рассказывать детдомовцам о ходе Октябрьской революции и последовавших за этим других исторических событий? Безусловно, нет. Но такие рассказы должны становиться преемственными звеньями современных учебных программ, опирающихся на нынешние реалии общественного сознания. И многие из таких программ и учебников уже успешно функционируют в течение ряда лет постперестроечной поры. Но когда же они дойдут до всех сиротских образовательных учреждений? А соответственно, в каком две тысячи ┘дцатом году мы окажемся в состоянии производить своевременную ротацию учебного фонда во всех сиротских учреждениях? Об адекватном методическом подкреплении считаю нужным так и просто умолчать.
Несколько слов √ об электронном каталоге библиотеки. Вряд ли бы нашим достоянием стала достоверная статистика на сей счет. Скорее всего, ее в наше время никто не ведет. А если и ведет, то из-за ее неутешительности не спешит делиться с окружающими. Но выручает дружба с библиотекарями детдомов и приютов в разных регионах страны. А они √ немного посокрушавшись, а главным образом √ с чувством юмора, рассказали. Едва закончим оформление каталога в соответствии с нормами ББК (а кто бы спорил, сколь это кропотливый труд?), как приходят новые нормы. И где гарантия, что в нашей быстро меняющейся стране выход еще одних норм не застанет новый переоформительский труд библиотекаря на полпути? И не окажется ли так, что постоянное бумаготворчество вконец отвлечет работника библиотеки от реальной работы с сиротами? Возможно (и хорошо бы, чтобы я не был первым здесь), на эту реальную опасность уже указывали. И решение проблемы мы с редакцией "ШБ" видим именно во внедрении в работу библиотек сиротских учреждений электронного каталога. Редакция нашего журнала стояла у истоков создания типового электронного каталога учебных и методических пособий, одобренных Министерством образования РФ. Его использование позволит каждому библиотекарю решить целый цикл задач.
Во-первых, знакомясь с содержанием электронного каталога, можно уже не только на эмоциональном, но и на практическом уровне оценить масштабы соответствия-несоответствия фонда своей библиотеки современным образовательным потребностям ребенка, а также запросам педагога по подбору комплекта литературы для обеспечения выполнения образовательных программ. Во-вторых, не дублируя усилия тысяч библиотекарей страны по составлению каталога "от руки", многочисленных сортировок и сверок, выделить в типовом электронном каталоге наличествующие в библиотеке пособия, а также √ первостепенно необходимые, могущие составить список-требование по развитию библиотечного фонда. Разумеется, мало у кого в наше время найдутся средства для восполнения отставания в развитии фонда сразу за все "смутные" годы. Поэтому, работая с электронным каталогом, библиотекарь может выстроить для своей библиотеки план перспективного развития фонда, выполняя, тем самым, еще одну задачу при работе с электронным каталогом. Естественно, что произведения художественной литературы необходимо будет вносить в персональный каталог библиотеки самостоятельно, поскольку единого для всех библиотек списка, за исключением произведений, изучаемых по школьной программе, сейчас нет и быть не может.
А что же с этой самой пресловутой "художкой"? √ спросите Вы, и будете абсолютно правы. Потому что, если в сиротском учреждении, где Вы работаете, не предусмотрен учебный процесс, за исключением выполнения домашнего задания и контроля за ним, то художественная литература как раз и составляет костяк библиотечного фонда. Путешествуя по детдомам, где общеобразовательная школа вынесена за пределы учреждения, мы нередко наблюдали следующую картину. В ответ на предложение привезти в подарок детям художественные книги одни директора вежливо благодарили, явно не проявляя при этом никакого энтузиазма, а другие √ так и просто просили этого не делать. Мотивируя тем, что помещения детдома (приюта, реабилитационного центра) столь малочисленны, что не позволяют накапливать художественный фонд. Что стоит за этим? Нежелание создавать библиотеки как детдомовское подразделение? Вряд ли. Хотя и экономия на ставке заработной платы библиотекаря могла бы идти директору в зачет. Но главное здесь, по-моему, то, что разные "добрые дяди и тети", освобождая полки домашних библиотек от второсортной и третьесортной литературы, не находят ничего лучшего, кроме как переправить эти излишки в ближайший детский дом. Известно, что читать речи Хрущева на съезде комсомола дети захотят вряд ли. А чтобы они захотели читать другую литературу, ценную не только в узкоисторическом смысле, интерес к этому должен кто-то прививать.
Мы же с моей подругой не можем забыть, как одного ребенка, провинившегося побегом из стен детского дома, вернули туда после долгих поисков. Заперли в душной комнате, всучили в руки "Кота в сапогах" и ушли "в надежде" на то, что ребенок будет это читать - вместо того, чтобы думать о несостоявшемся визите домой. Неужели воспитателям не ясно, что похождения маленького беглеца по содержанию существенно отличаются от путешествий бравого кота? И сколь велика дистанция между внутренним состоянием детдомовца, которому предлагается читать что бы то ни было, и тем расположением ребенка к самому процессу чтения, что подвигает его хотя бы просто открыть предложенную книгу. Как вы думаете, кто способен до минимума сократить указанную дистанцию? Может быть, вечно занятый детскими постирушками и уборкой воспитатель? Логопед? Может быть, психолог? Хорошо бы. Но наиболее логичный ответ напрашивается сам собой: конечно же, библиотекарь! Тем более, если вспомнить, какую роль был призван играть человек, занимавший эту должность на протяжении истории государства российского. Вполне понятно, что детдомовский библиотекарь вряд ли в одночасье смог бы стать "первым между академиками", как это было в петровскую эпоху. Но быть руководителем информационного центра детдома √ самого сердца учебно-воспитательного процесса в учреждении √ вполне мог бы. А уж руководя медиацентром сиротского учреждения, - так и просто обязан быть впередсмотрящим. Вспоминается случай, как однажды я увидел книгу Виталия Бианки в┘ известном помещении. На "момент рассмотрения" половина листов уже была вырвана и использована "по прямому назначению". И оставалось только удивляться, куда смотрел библиотекарь, зрелая симпатичная женщина, любящая детей и любимая ими по праву. Понятно, что мне можно вполне возразить: тем ли должен заниматься библиотекарь, что проверять содержимое ящичков для туалетной бумаги? Разумеется, я далек от таких пожеланий. Но разъяснительная работа в среде детей и воспитателей √ вот что могло бы стать залогом сохранения в художественном фонде вп
олне приличной литературы.
Преемственный вопрос: а насколько широк кругозор нашего библиотекаря, чтобы пропагандировать художественное наследие эпох? Не составив себе представления по этому вопросу, я бы, на месте директора сиротского учреждения, не торопился бы приглашать библиотекаря руководить нарождающимся медиацентром. Поразил случай, как в одной из библиотек увидел стопу списанной литературы народов России. Как Вы думаете, что за книга увенчала эту стопу? "Рубаи Омара Хайяма". Желая спокойно спасти положение, не компрометируя библиотекаря, попросил ее записать эту книгу в мой формуляр. Чем изумил женщину. Вот, мол, Олег Юрьевич, кандидат филологических наук, а сам опускается до того, что какого-то "Хаема" читает. Замечу, что эта в целом милая женщина пришла работать библиотекарем явно не от токарного станка (хотя многим токарям, я думаю, "Рубаи" Хайяма знакомы не в пример больше). Все выше приведенные примеры не столь самоценны в силу их красочности, сколь свидетельствуют о достаточно устойчивых тенденциях познания в среде библиотекарей сиротских учреждений.
А еще нам известен путь, которым идут, в общем-то, многие детдомовские директора. Они опираются на помощь сотрудников городских и сельских библиотек, вменив в обязанность своим воспитателям просто аккуратно, с оговоренной в библиотеке частотой водить туда своих воспитанников, следить за их поведением во время проводимых с ними бесед, игр, а также √ за тем, сколь бережно обращаются детдомовцы с выдаваемой им на руки литературой. И все. Путь ли это? Сбережения помещений под детские группы в детдомовской тесноте √ да! Сокращение фонда зарплаты коллективу сотрудников за счет упразднения (или изначального невведения) библиотекарской ставки √ тоже да. А еще √ путь поддержания посещаемости библиотеки своего села или райцентра. Путь увеличения движения их фонда. Но путь ли это развития самого детдома в информационную эпоху? Вот уж вряд ли! Ведь мы завели этот разговор в начале 21 века, когда детдомовской библиотеке начинает отводиться роль флагмана образования детей-сирот и информационно-методического центра для всей должностной вертикали сотрудников сиротского учреждения √ от рядового воспитателя до самого директора и научного руководителя, если он предусмотрен. И это тем более актуально, что едва только народившееся социальное Интернет-образование в нашей стране начинает завоевывать позицию за позицией в образовательной сфере. Настанет время, когда руководитель медиацентра будет считаться правой рукой главы сиротского учреждения. Правда, сначала ему предстоит овладеть навыками обращения с мировой образовательной сетью, стать активным участником работы сайтов, где детям-сиротам и инвалидам оказывается психологическая поддержка, консультации по правовым вопросам, помощь в получении базового и дополнительного образования. Именно от зава медиацентром на стол директора будут поступать вести о конкурсах по различным направлениям грантов, распоряжения вышестоящих инстанций, предложения о сотрудничестве со стороны однопрофильных учреждений и благотворительных организаций. Но для этого существенную подготовку должно пройти, в
первую очередь, сознание сотрудников детских домов России. Мы живем в начале информационной эпохи, и от нас зависит, чтобы эта жизнь проходила достойно, приносила всем нам большое удовлетворение. Чтобы каждый сотрудник сиротского учреждения и воспитывающийся в его стенах ребенок научился смотреть в завтрашний день не с чувством неприятной неизвестности, но с чувством уверенности √ благодаря полноценному представлению о происходящем вокруг. А детдомовским библиотекарям остается только пожелать большого терпения и настойчивости на пути преобразования детдомовской библиотеки в до
бротный медиацентр. Здоровья и успехов вам всем, дорогие библиотекари!


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо