EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


О проблеме сохранения звукового культурного наследия


Петров Вячеслав  Васильевич
Директор, член-корреспондент НАН Украины, д.т.н., профессор
Институт проблем регистрации информации
Адрес: Украина , 03113 г. Киев,ул. Шпака, 2,
Тел.: 380444568389
Факс: 380442417233
E-mail: petrov@ipri.kiev.ua
www.ipri.kiev.ua

Шанойло Семен Михайлович,Институт проблем регистрации информации НАН Украины, т.(38044)4412157
<
BR>

Содержание :

О ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ЗВУКОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ





В.В.Петров, С.М.Шанойло, А.А.Крючин, И.В.Косяк



Институт проблем регистрации информации

Национальной академии наук Украины

ул. Шпака, 2, 03113 Киев, Украина

тел. (380 44) 456-83-89, факс: (380 44) 241-72-33, e-mail: petrov@ipri.kiev.ua



Аннотация



Рассматривается проблема сохранения звукового культурного наследия и пути ее решения.

Предлагаются технические методы решения двух основных аспектов проблемы:

-воспроизведения звука с раритетных носителей и перевод его в цифровую форму;

-обеспечения долговременного (более 300 лет) хранения звукового культурного наследия на металлических цифровых носителях информации.

Ключевые слова: фонографический цилиндр Эдисона, грампластинка, фонограф, звуковая дорожка, фонограмма.



Введение



Сохранность информации на всех этапах развития общества является наиважнейшей проблемой, при решении которой необходимо обеспечить для будущих поколений как сохранность знаний, накопленных предыдущими поколениями, так и сохранность добываемых знаний [1].

Человечество с давних времен стремилось оставить и сохранить информацию о себе. Самая первая информация (письмена) дошла до нас в виде наскальных рисунков, глиняных табличек шумеров, египетских папирусов, берестяных грамот и т.п. Носители аудио и видеоинформации появились значительно позже, спустя многие столетия.

В 1877 г. американский изобретатель Томас Эдисон изобрел фонограф, с помощью которого на восковых цилиндрах металлической иглой записывалась и воспроизводилась звуковая информация. Диапазон применения фонографа, задуманного изначально как “механический секретарь” был весьма и весьма широк. На фоноцилиндры записывались известные политические деятели, артисты, музыканты, поэты и т.д. Больше всего оценили и широко использовали фонограф этнографы и фольклористы.

Существенным недостатком фонографа было то, что каждая запись была уникальной.

Чтобы получить, скажем, пять цилиндров с записью популярной песни, нужно было пять раз исполнять ее перед рупором фонографа. Со временем, правда, научились записывать несколько цилиндров одновременно, а потом и изготавливать некоторое количество копий, однако с постоянно растущим спросом требовались не единицы, не десятки и даже не сотни, а сотни тысяч экземпляров одной и той же записи.

Изобретатели настойчиво работали над усовершенствованием процесса звукозаписи и решением этой проблемы. И уже в 1888 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер продемонстрировал первую грампластинку, которую можно было тиражировать.

В изобретении Э.Берлинера было два ключевых момента. Во-первых, Берлинер рассчитывал на широкий рынок потребителей и мир развлечений, в то время как Эдисон видел свой фонограф как кабинетный прибор. Во-вторых, появилась возможность массового изготовления дисков с помощью одного металлического оригинала в отличие от цилиндров, которые изготавливались индивидуально.

За столетие существования систем механической записи в мире на восковых цилиндрах Эдисона и виниловых грампластинках накопилось огромное количество звуковой информации с бесценными историческими памятниками звуковой культуры. По разным оценкам еще сохранилось 800-900 тысяч цилиндров Эдисона, это приблизительно два миллиона минут звука и музыки. Количество сохранившихся грампластинок в сотни раз больше.

Раритетные носители информации, особенно восковые цилиндры Эдисона и первые шеллачные и виниловые грампластинки, на долгие годы пережили устройства воспроизведения звука с них. Из-за отсутствия воспроизводящей аппаратуры бесценное звуковое культурное наследие человечества практически недоступно исследователям, знатокам и ценителям исполнительского искусства, фольклора, народных традиций.

Кроме того и время действует неумолимо: по оценкам зарубежных экспертов из-за механических повреждений, старения материала носителей, воздействия микроорганизмов и окружающей среды в мире безвозвратно утрачивается до 5% раритетных носителей аудиоинформации.

Задача сохранения звукового культурного наследия, является задачей, решение которой не терпит отлагательств.



1.Сохранение звукового культурного наследия



В решении задачи сохранения звукового культурного наследия целесообразно выделить два основных аспекта:

- воспроизведение звука с раритетных носителей аудиоинформации неразрушающими методами, перевод фонограмм в цифровую форму и запись на современные носители, введение раритетных фонограмм в научный оборот;

- создание технологии долговременного (более 300 лет) хранения звукового культурного наследия на цифровых носителях информации.



1.1. Неразрушающий метод и оборудование воспроизведения звука с раритетных носителей аудиоинформации



В результате анализа методов механической записи звука на восковые цилиндры и грампластинки, причин, искажающих качество воспроизведенных с раритетных носителей фонограмм, существующих аппаратуры и методов воспроизведения [2, 3], в Институте проблем регистрации информации НАН Украины был предложен принципиально новый цифровой неразрушающий оптико-механический метод высококачественного воспроизведения звука с раритетных носителей аудиоинформации. Предложенный метод позволяет обеспечить физическую сохранность раритетных носителей и получить высококачественное воспроизведение звука, сведя до минимума уровень шумов и искажений, связанных с процессами первоначальной записи информации и последующих воспроизведений, вызванных повреждениями звуковых дорожек и поверхности носителей при длительном хранении.

Одна из главных характерных особенностей разработанного и исследованного метода состоит в том, что профиль звуковой дорожки в цифровой форме снимается с носителя и вводится в компьютер и после соответствующей обработки преобразуется в звук. Такой метод имеет ряд преимуществ. Во-первых, запись профиля звуковой дорожки может быть выполнена при скоростях в 10-50 раз ниже, чем скорость звуковой записи. Значительное уменьшение скорости вращения носителя позволяет решить задачу резкого уменьшения динамической нагрузки на его поверхность, что является очень важным с точки зрения сохранения носителя. При уменьшении скорости вращения носителя до 3-6 оборотов в минуту динамическая нагрузка на поверхность носителя в системе воспроизведения может быть уменьшена в 300-500 раз, по сравнению с пьезоэлектрическим методом.

Во-вторых, метод позволяет значительно улучшить качество воспроизведения звука. Анализ процесса воспроизведения звука с раритетных носителей показал, что один из главных шумов – шум, возникающий при контакте иглы звукоснимателя с частицами пыли и царапинами. Размер пылинок (3-10) мкм и большинства царапин (5-10) мкм намного меньше отпечатка звуковой волны. При взаимодействии иглы с пылинками и микротрещинами при традиционных методах считывания возникает импульсная шумовая помеха, имеющая широкий спектральный диапазон и трудноотделимая от полезного сигнала. Чтобы уменьшать шум, произведенный пылинками, трещинами и другими явными дефектами, предлагается профиль, снятый от поверхности звуковой дорожки, до преобразованием его в звук, аппроксимировать более гладкой кривой, исключая явные выбросы, связанные с пылью, трещинами и т.д.

В-третьих, компьютерная обработка и преобразование профиля дорожки в звук исключают необходимость повторения процессов воспроизведения с целью выбора оптимальной скорости вращения, соответствующей той, на которой была выполнена запись. Это значительно уменьшает вероятность повреждения раритетных носителей при повторных воспроизведениях.

Для воспроизведения звука с цилиндров Эдисона технической реализацией предложенного метода является цифровая оптико-механическая интерферометрическая система неразрушающего измерения профиля звуковой дорожки воскового цилиндра [2]

Измерительный узел системы представляет собой лазерный интерферометр, в основу которого взята классическая схема Майкельсона. Профиль звуковой дорожки цилиндра отслеживается при помощи зонда эллиптической формы. С зондом жестко связан оптический элемент измерительного плеча интерферометра (уголковый отражатель), перемещение которого, соответствующее профилю звуковой дорожки, измеряется с дискретностью не более 0,04 мкм и заносится в ЭВМ. Уголковый отражатель с зондом закреплен на одном конце рычага (тонарма). Другой конец тонарма связан с датчиком положения. Для получения звука производится вычисление скорости измерения профиля поверхности и его компьютерная запись. При помощи компьютера программировалась скорость воспроизведения, соответствующая скорости вращения при записи. Для большинства цилиндров неизвестна точная скорость вращения, при которой производилась запись. Компьютерная обработка после записи профиля поверхности позволяет выбрать оптимальную скорость воспроизведения при одном проходе звукоснимателя. С целью обеспечения стабильности и точности интерферометрической измерительной системы в разработанной установке для воспроизведения звука с цилиндров Эдисона она выполнена неподвижной. Съем профиля звуковой дорожки (сканирования цилиндра) осуществляется посредством синхронных вращений (система вращения) и осевого перемещения цилиндра относительно неподвижной интерферометрической системы (система позиционирования). Привода вращения и линейного перемещения выполнены аэростатическими, что позволило избежать шумов подшипников.

Блок электроники интерферометра за один период перемещения интерференционной картины вырабатывает 8 импульсов. Следовательно, один импульс реверсивного счетчика соответствует перемещению уголкового отражателя с иглой на величину λ/16, т.е. на 0,04 мкм для гелий-неонового лазера.

Поступающий с канала обработки интерферометрического датчика профиль оцифровывается аналого-цифровым преобразователем с частотой дискретизации 8 кГц и уровнем квантования 16 бит и заносится в компьютер для дальнейшей обработки.

Для воспроизведения звука с раритетных грампластинок технической реализацией принятого метода с учетом анализа технических характеристик и конструктивных особенностей основных узлов проигрывателей является цифровая фотоэлектрическая система неразрушающего измерения профиля звуковой канавки грампластинки [3].

Принимая во внимание то обстоятельство, что система воспроизведения звука с грампластинки разрабатывается, в первую очередь, для высококачественного считывания звуковой информации (профиля звуковой канавки) с раритетных грампластинок, которые отличаются от современных именно методами записи – монофоническая глубинная запись, стереофоническая запись с ориентацией 0/90, был разработан принципиально новый фотоэлектрический звукосниматель теневого типа с четырехплощадочным фотоприемником. Он позволяет воссоздать правильное считывание с пластинок звуковой информации, без повреждения и искажения сигнала независимо от использованных методов записи.

В положении покоя экрана, размеры которого равняются площади одной площадки, световой поток попадает на площадки в одинаковой мере (одинаковым количеством света) и исходный электрический сигнал на всех площадках одинаковый. Если игла движется по канавке пластинки, ее колебание передаются иглодержателем экрану, который при этом соответственно модуляции канавки диафрагмирует в той или другой мере площадки фотоприемника. Изменяемый таким образом световой поток модулирует независимо ток каждой отдельной площадки.

Вид модулированных канавок определяется направлением колебаний резца, которые могут быть:

комбинированными - поперечно-глубинными;

глубинными - перпендикулярно поверхности диска;

поперечными - вдоль радиуса диска.

Соответственно каждому виду модулированных канавок в отдельности должна была бы проектироваться головка звукоснимателя. В предложенной схеме учтены данные недостатки. Из каждой в отдельности взятой площадки фотоприемника можно снять модулированный сигнал и, комбинируя суммирование и вычитание сигналов с отдельных площадок, можно получить оптимальный исходный сигнал соответственно виду модулированных канавок.

Важным преимуществом оптической головки является также линейная амплитудно-частотная характеристика с очень широким диапазоном частот, начиная с 0 Гц и заканчивая ограничениями тракта усиления, которое выходит далеко за границы звукового частотного диапазона.

При создании системы особое внимание было уделено также разработке подсистемы перемещения звукоснимателя-тонарма.

Специально разработанный тонарм тангенциального типа достаточно полно удовлетворяет предъявляемым требованиям и имеет следующие характеристики:

- горизонтальный угол ошибки тонарма не превышает 0,1º, что более чем в 10 раз меньше, чем у современных проигрывателей высокого класса;

- эффективная длина тонарма составляет 180 мм (у современных проигрывателей 220-250 мм и более), вследствие чего инерционность тонарма невысокая, что позволяет беспрепятственно воспроизводить покоробленные пластинки;

- отсутствует эффект скатывания;

- имеется возможность регулировки прижимной силы в пределах 1-20 мН.

Привод вращения с системой управления обеспечивает проигрывание грампластинок в диапазоне частот вращения от 10 до 100 об/мин. Это дает возможность после проведения несложных и нетрудоемких регулировочно-настроечных операций осуществлять проигрывание грампластинок, в зависимости о состояния поверхности и целостности звуковых канавок пластинки, как на реальных, так и на пониженных скоростях вращения. При этом на всех скоростях обеспечивается коэффициент детонации не более 0,1% и уровень рокота 60 дБ.



1.2.Цифровая обработка фонограмм



Искажения звука, присутствующие в воспроизведенных фонограммах, в равной степени характерны и для восковых цилиндров и для грампластинок.

Для достижения наилучшего качества очистки, искажения прежде всего необходимо классифицировать и разделить по длительности и частоте. Анализ воспроизведенных с цилиндров фонограмм показал, что в подавляющем большинстве присутствуют наиболее характерные помехи четырех типов:

— короткие импульсные помехи (щелчки);

— низкочастотные импульсные помехи (треск);

— низкочастотный шум (рокот);

— широкополосный поверхностный шум.

Каждый вид помех имеет свои характерные особенности и для их обработки используются различные алгоритмы. Существенное влияние на качество очистки фонограммы имеет последовательность, в которой подавляются различные виды помех. Например, если сначала использовать программу для удаления поверхностного шума, то треск и щелчки также будут обрабатываться, и, как следствие, в сигнале при этом могут образовываться побочные немузыкальные эффекты, может уменьшиться величина крутизны импульсной помехи в сигнале, что при дальнейшей обработке затруднит ее обнаружение. Поэтому в процессе восстановления и реконструкции сигнала цифровая обработка записей, сделанных на фонографических цилиндрах, должна проходить в такой последовательности:

1) удаление коротких импульсных помех (щелчков);

2) удаление низкочастотных импульсных помех (потрескивания в сигнале);

3) фильтрация низкочастотного шума–рокота;

4) подавление широкополосного поверхностного шума.

Импульсы в виде кратковременных щелчков устраняются программой, в основу алгоритма

которой положен нелинейный фильтр, отслеживающий скорость изменения сигнала.

Опыт работы с фонограммами показал, что для каждого конкретного звукового материала фонографических цилиндров необходима индивидуальная настройка фильтра. Методом приближений необходимо настроить такой уровень порога, при котором детектируемая импульсная помеха затирается, а соседние выборки сигналов выравниваются.



1.3. Долговременное хранение звукового культурного наследия на цифровых носителях информации



Сегодня признанным методом сохранения текстовых, графических, аудио- и видеодокументов, в том числе раритетных, является перевод их в цифровую форму с последующей периодической перезаписью. Сам процесс перезаписи информации, хранящейся в цифровой форме, не приводит к ухудшению качества сохраняемого документа. Однако при увеличении количества документов, которые сохраняются в цифровой форме, процесс периодической перезаписи довольно сложно контролировать. Реально можно говорить о необходимости каждые 10 лет перезаписывать диски с особо ценной информацией, что довольно сложно осуществить в условиях сохранения больших массивов архивных данных на большом предприятии, в библиотеке, архиве.

Установить периодичность перезаписи довольно сложно, так как прогнозируемые сроки хранения на цифровых носителях имеют очень широкий диапазон (так для компакт-дисков CD-R прогнозируемый срок хранения составляет от 2 до 50 лет). Продолжительное хранение информации в цифровом виде на CD-RОМ и CD-R проблематично, так как с течением времени поликарбонат, из которого изготовлены компакт-диски, мутнеет и теряет свои оптические свойства, разрушается и слой металлизации за счет диффузных эффектов в тонкой пленке.

Как показал исторический опыт, одним из самых надежных методов представления информации является рельефный. Плотность записи с использованием этого метода постоянно повышалась (от шумерских глиняных пластинок, до фонографических цилиндров Эдисона, виниловых грампластинок и компакт-дисков) и достигла довольно высоких значений на современных DVD-носителях (0,2 Гбайт/см2).

Информация на фонографических цилиндрах Эдисона и граммофонных пластинках представлялась в аналоговом виде, а сами носители изготовлялись из легко деформируемых материалов. Эти материалы поддаются влиянию температурных полей, микроорганизмов, естественному старению и изменению механических свойств, имеют низкую исходную механическую прочность. Следствием этого являются невысокие надежность и продолжительность хранения информации на этих носителях. Кроме того, механический способ воспроизведения информации с помощью прямого контакта воспроизводящей иглы, изготовленной из твердого материала, приводит к неминуемому механическому износу поверхности звуковых дорожек и, как следствие, к искажению записанной информации, снижению ее достоверности и надежности хранения.

Тем не менее, при соблюдении надлежащих условий хранения и фонографические цилиндры и грампластинки могут храниться довольно долго, к нашим дням сохранились в прекрасном состоянии некоторые экземпляры, изготовленные 80-100 лет тому назад.

На компакт-дисках информация представлена в цифровом виде, бесконтактный оптический метод считывания позволяет выполнять практически бесконечное число циклов воспроизведения информации без ее искажения и повреждения. Однако, пластиковые компакт-диски с дополнительными тонкопленочными отражающими слоями, как уже отмечалось, не могут гарантировать долгосрочного надежного хранения информации из-за недостаточной механической и термической прочности поликарбоната, остаточных механических напряжений, естественного старения, выполнения информационной структуры из разнородных материалов с коэффициентами термического расширения, которые очень отличаются. Прогнозируемый срок хранения информации на компакт-дисках не превышает 50 лет.

Последнее время внимание исследователей начинают привлекать методы долгосрочного хранения информации на металлических носителях.

Одним из примеров могут служить изготовленные в Германии в тридцатые года прошлого века методом гальванопластики медные негативные копии восковых цилиндров Эдисона. Однако из-за окисления меди за время хранения таких копий достоверность сохраняемой информации не очень высокая 4.

Более привлекательным примером длительного надежного хранения информации на таких носителях являются медно-никелевые штампы, которые использовались для тиражирования грампластинок и после 30-70 лет хранения находятся в хорошем состоянии.

Возможность длительного хранения информации на медно-никелевых штампах прогнозировали разработчики технологии изготовления грампластинок 5. Штампы для тиражирования грампластинок хранятся в архивах как носители, с которых можно было воссоздать аудиозаписи с высоким качеством и при необходимости сделать тираж пластинок. Были разработаны специальные устройства для считывания аналоговой информации с медно-никелевых штампов. Медно-никелевые штампы представляют большую ценность и как носители информации, которые имеют определенное историческое значение, и как физические объекты, которые прошли продолжительный процесс естественного старения.

Проведенные исследования показали, что после 50-70 лет хранения сохранились исходными чистота металлической поверхности штампа, его геометрические размеры, рельеф поверхности, звуковые дорожки не заполнены посторонними вкраплениями.

Анализ состава поверхности штампа, изготовленного более 50 лет назад, и современного штампа для компакт-дисков (штамп 1 и штамп 2) показал, что сплошной оксидный слой на штампах отсутствует. Ионное травление практически не изменяло содержание кислорода по глубине, что свидетельствует, по нашему мнению, о том, что кислород находился в кристаллических решетках штампа со времени его изготовления.

Однако в штампах наблюдается резкое расхождение по количеству примесных элементов и глубин их залегания. Так, в штампе 2 стабилизация за составом примесных элементов наблюдалась на 25-30 минуте травления, что соответствует глубинам 1-1,2 мкм, а в штампе 1 стабилизация содержания магния и кремния состоялась на такой же глубине, а снижение интенсивности алюминия и кремния происходило и на глубинах свыше 2,4 мкм. При исследовании образцов в режиме характеристического излучения отмечено присутствие на поверхности штампа 1 частиц кремния, алюминия, магния, которые распределены равномерно и имеют размеры от 5 до 15 мкм. В штампе 2 также на поверхности есть аналогичные вкрапления, однако их глубина залегания значительно меньше. Содержание кислорода в штампах 1 и 2 практически одинаково. Содержание магния в 15 раз, кремния в 10-15 раз и алюминия в 10 раз в штампе 1 больше, чем в штампе 2. Эти данные свидетельствуют о том, что современная технология гальванопластики является более “чистой” и позволяет получать никелевые носители с количеством примесей на 1-2 порядки меньше, чем в старых никелевых штампах.

Высокая химическая чистота никелевых носителей способствует повышению их коррозийной стойкости.

При решении проблемы долговременного хранения стратегически важной информации к свойствам никелевых носителей предъявляют очень жесткие требования. Среди них: высокая коррозийная стойкость, стабильные во времени отражающая способность, твердость, вязкость и износостойкость. В некоторых специальных случаях большое значение имеют электрическая проводимость и теплопроводность покрытия, внутренние напряжения и магнитные свойства.

Большинству требований к носителям для долгосрочного хранения удовлетворяют никелевые носители толщиной (0,3-1,0) мм с рельефной записью; в частности они магнитостабильные, физически крепкие, пожаростойкие, коррозионностойкие [6]. Для повышения коррозионной стойкости никелевых носителей информации они могут покрываться тонкими пленками благородных металлов, которые наносятся или методом вакуумного напыления, или гальваническим путем.

Записать информацию с высокой плотностью в виде рельефной микроструктуры непосредственно на металлический (массивный или тонкопленочный) носитель из-за его высоких температуропроводности и температуры плавления не представляется возможным. Для получения рельефных микроизображений на металле целесообразно использовать традиционные фотолитографические методы: изображение создается в слое высокоразрешающего фоточувствительного материала сквозь окна, через которые осуществляется или травление металлической подложки [7], или гальваническое осаждение металла заданной толщины [8, 9].

Для представления информации на никелевых носителях могут использоваться методы, которые применяются в компакт-дисках.

Для записи информации на компакт-диски используется метод широтно-импульсной модуляции, при котором изменение длины выступов на штампе влияет на процесс воспроизведения информации. Длина выступов может изменяться за счет образования окисных слоев, загрязнения органическими веществами. Органические загрязнения из поверхности никелевых носителей могут быть удалены методами электрохимического очищения, которые широко используются в технологии производства компакт-дисков [9].

Некоторое увеличение размеров питов может происходить при окислении металла. Для никеля такое увеличение линейных размеров составляет 15 Ǻ при образовании окисного слоя толщиной 100Ǻ. При этом изменение длительности сигнала воспроизведения (при однократной скорости воспроизведения) не будет превышать 35 нс, что составляет 4,2 % длительности кратчайшего сигнала. Изменение геометрических размеров питов больше всего влияет на сигналы воспроизведения кратчайших выступов, длина которых составляет около 1 мкм. Допустимое увеличение длины выступа может составлять 420 Ǻ.

Даже исходя из линейной зависимости толщины образующейся окисной пленки от времени образование окисной пленки такой толщины, которая приведет к появлению ошибок при воспроизведении информации, можно прогнозировать через 300 лет.

Таким образом можно предположить, что никелевые носители обеспечат надежное и долговременное хранение информации.



Заключение



Предложен путь решения проблемы сохранения звукового культурного наследия.

Разработан метод неразрушающего цифрового оптико-механического воспроизведения звука с раритетных носителей аудиоинформации и создано прецизионное оборудование, обеспечивающее высококачественное воспроизведение фонограмм с восковых цилиндров Эдисона и грампластинок в полосах частот до 16 и 30 кГц соответственно.

Долговременное (более 300 лет) хранение звукового культурного наследия может быть обеспечено на металлических (никелевых) цифровых носителях информации



Литература



1. Бродолин Л.И., Воргачев В.Н. Проблемы сохранности научной и технической информации // Труды Междунар. конф. «Информационное общество и информационные ресурсы и технологии телекоммуникаций», НТИ-2000. - Москва, 22-24 ноября 2000 г. - CС.61-62.

2.Петров В.В., Косяк И.В., Шанойло С.М. Крючин А.А. Технология оптико-механического цифрового воспроизведения звука с фонографических цилиндров Эдисона // Матер.1-й Всероссийской научно-практ. конф. по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям «Эхолот», Москва, 2001, 22-25 мая (http://www.adit.ru).

3.В.В. Петров, А.А. Крючин, С.М. Шанойло, И.В. Косяк, А.К. Войтенко. Новые технологии воспроизведения звука с раритетных носителей Матер.2-й Всероссийской научно-практ. конф. по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям «Эхолот», Москва, 2002, 1-4 октября (http://www.adit.ru).

4.T.Kessler, G.Stanke. Historic sound from Edison cylinders: a novel play back method //Збірник праць першої української конференції серії EVA.- EVA 2002 Київ. - Міжнарод. науково-навчальний центр ЮНЕСКО інформаційних технологій та систем НАН і Міносвіти і науки України.- СС.87-91.

5. Аполлонова Л.П., Шумилова Н.Д. Механическая звукозапись. - Г.-Л.: Энергия, 1964. - 240 с.

6. HD-ROSETTA: Disc Testing Report from Los Alamos National Labs. - http://www.norsam.com.

7.HD-Rosetta archival preservation services. - http://www.norsam.com.

8. Todorovic M., Schultz S. Pattern media: giant step in magnetic storage // Data Storage. - May 1999.- PP.17-20.

9. Ken C.Pohlmann. The Compact Dics Handbook. - 2-nd Ed. – 1992.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо