EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Интернет и интеграционные процессы включения белорусского народного искусства в мировое культурное пространство


Репина Татьяна Александровна
Искусствовед
Белорусский союз мастеров народного творчества
Адрес: г.Минск, ул Калиновского, 12.
Тел.: (017) 253 02 56
E-mail: repina@belana.by

Содержание :

На протяжении многих веков Человечество, поднимается по ступеням лестницы познания. Пытаясь осознать себя в настоящем как связующее звено между своим прошлым и будущим. Отдельный человек пытается осознать свою ценность в истории своей семьи или рода, отдельный народ ведет осознание себя среди других народов, и подобным множествам и их сочетаниям нет предела.
Одной из форм фиксирующих самобытность и неповторимость каждого народа является народное искусство. Именно народное искусство наиболее ярко представляет то отличное, что делает культуру каждого народа, каждого этноса узнаваемой среди культур других народов. Произведения народного искусства несут на себе оттиск исторической судьбы народа, его взаимоотношения и связи с культурами других народов. Народное искусство является одним из хранителей ключевых культурных достояний нации. Оно во многом определяет содержание современного национального профессионального, самодеятельного искусства.
В Беларуси на протяжении тысячелетий возникали и развивались многие виды ремесел связанные с художественной обработкой местных материалов: ткачество, гончарство, деревообработка, плетение соломы и лозы и многие другие. Судьба ремесел складывалась по-разному. Одни остаются жить только в памяти, другие, выжили и оказались востребованными в современной жизни. Они продолжают свое развитие, сохраняя в себе историю, являясь ее продолжением.
Современные условия и преобладающее безразличное отношение большей части общества к произведениям народного искусства и мастерам, лишает их творчество поддержки в рамках государства. Мастера и художники выживают сами, кто как может. Ищут заказы сами, или отказываясь от больших творческих проектов переходят на тиражирование небольших сувениров. Если и появляются уникальные работы высокого уровня они вывозятся частными коллекционерами не оставляя в республике никакой истории ни о себе, ни о своем создателе.
Перед специалистами, занимающимися изучением ремесел встает множество задач и основная из них сохраннение и фиксация работ мастеров, создание условий дляширокого доступа к ним. И если нет возможности сохранить эти изделия физически требуется найти иные способы их визуального сохранения.
Одна из таких возможностей открылась с распространением информационных технологий в область культуры. А создание виртуальных музеев помагает заменить и компенсировать отсутствие реальных музеев.
Виртуальный музей народного искусства «Белорусская соломка» - первый для Беларуси ресурс, посвященный народному искусству, в котором наиболее полно представлены ремесла соломоплетения и аппликации соломкой. Аналогов ему в Беларуси на данный момент не существует.
Соломка стала уникальным для Беларуси материалом. За последние четыре десятилетия развитие современных ремесел соломоплетения и аппликации соломкой, от патриархальных форм и приемов достигло уровня профессионального искусства.
Работы из соломки белорусских мастеров хранятся в музеях России и Беларуси, США и Великобритании. Белорусское декоративно-прикладное искусство стало узнаваемо, благодаря работам белорусских мастеров соломки.
Развитие соломоплетения и аппликации соломкой, высокий художественный уровень работ современных мастеров, позволили включить эти ремесла в курсы преподавания высших и средних специальных художественных и педагогических учебных заведений. По всей республике существуют сотни кружков для детей и взрослых, по обучению этим ремеслам.
Появляются новые Имена мастеров и художников, которые отдают свой талант и вдохновение соломке. Хотелось бы, что бы их творчество обрело своих поклонников, а история сохранила их имена. Чтобы на их работах воспитывались новые поколения художников и просто увлеченных творчеством людей.
Среди специалистов вопрос о создании реального музея соломки поднимался неоднократно. Но и теперь он остается вопросом будущего.
Создание виртуального музея стало итогом почти десятилетней работы автора по изучению белорусского искусства соломоплетения и аппликации соломкой.
Виртуальный музей позволил объединить множество изделий прошлого и настоящего в единую коллекцию. В его галереях сохранены уникальные материалы, имена художников и мастеров. Благодаря музею их творчество становится достоянием не только города, района, республики, а всего мира.
Виртуальный музей дал возможность организовать коллекции работ, существование, которой физически уже невозможно, так как собраны они из произведений, существовавших и существующих в разные отрезки времени, хранящихся разрозненно в коллекциях музеев, частных собраниях, галереях, фондах учебных заведений, или вовсе утраченных и восстановленных по сохранившимся изображениям.
Музей позволит сохранить изображения уникальных изделий соломоплетения и аппликации современных мастеров и художников. Позволит заложить основу создания в сети банка данных по теории и истории развития соломоплетения и аппликации соломкой на Беларуси в период с 18 по 21 век.
Создание музея сможет способствовать дальнейшему развитию соломоплетения и аппликации соломкой на Беларуси, как уникальных национальных ремесел, через популяризацию работ современных белорусских мастеров и художников.
В рамках деятельности музея возможно проведение персональных и тематических выставок мастеров соломоплетения и аппликации соломкой. Возникнут новые условия для обмена опытом и расширения связей между мастерами, художниками, искусствоведами, людьми интересующимися культурой и искусством как внутри Беларуси так и за ее пределами.
Созданный музей позволяет увидеть масштабы развития ремесел на Беларуси, глубину проникновения традиций соломоплетения и аппликации в профессиональное и самодеятельное искусство.
Музей позволяет увидеть историю развития ремесел в целом, а в авторских галереях мастеров увидеть творческую судьбу каждого мастера.
Коллекции виртуального музея составлены на материалах авторского архива. Материалы были собраны в результате работы в областных и районных музеях Беларуси, галереях, выставочном центре Белорусского союза мастеров народного творчества (г. Минск), Центре белорусских ремесел «Скарбница» (г. Минск), учебных заведениях, непрерывно ведутся встречи с мастерами и художниками.
Съемка на цифровую камеру позволяла делать снимки в самых разных по сложности условиях, доводя изображения до необходимого качества с помощью соответствующих компьютерных программ.
В настоящее время музей имеет объем 24 Mb. Коллекцию музея составляют около 700 изображений работ более 70 мастеров. Работы размещены в 39 общих галереях созданных по основным направлениям, 21 мастер имеет личную галерею. В виртуальном музее размещены очерки об истории ремесел, о творчестве ведущих мастеров и династиях.
Большой раздел посвящен педагогической деятельности, которую ведут некоторые ведущие мастера. В этом разделе представлены работы учеников.
Виртуальный музей имеет удобную навигацию, которая позволяет переходить с одного раздела музея в другой. Для обратной связи с посетителями создана гостевая книга. Окно поиска поможет быстро найти интересующую информацию или работу.
В разделе новостей дается информация о новых работах, о проводимых публичных презентациях и встречах.
Для посетителей из стран дальнего зарубежья создан английский аналог виртуального музея.
Музей представляет уникальную информационную базу для высших, средних специальных и средних учебных заведений, в которых предусмотрено изучение теоретических курсов по народной культуре и искусству Беларуси, практических курсов изучения народных ремесел, а также для внешкольных организаций, областных и районных домов творчества.
Мобильность пополнения галерей музея позволит всем заинтересованным пользователям сети иметь самые последние данные о мастерах, художниках и их произведениях.
В будущем планируется расширить структуру музея созданием раздела «Мастерские», в котором будут даваться практические уроки по плетению и аппликации. К работе в мастерских виртуального музея будут привлечены ведущие белорусские мастера.
Музею «Белорусская соломка» через несколько месяцев исполнится один год . За это время на его страницах побывало более 1200 посетителей со всего мира. Каждый день приводит на страницы музея людей интересующихся белорусской культурой и искусством.
В рейтинге музеев - музей «Белорусская соломка» удерживает стабильную позицию одного из самых посещаемых среди музеев России и Украины, к сожалению, других белорусских музеев в рейтинге нет.
Виртуальный музей открыл новые возможности в области международных контактов и обмена опытом. Белорусские мастера впервые узнали о международных организациях мастеров соломоплетения и получили возможность общаться с людьми увлекающимися этим древним ремеслом и живущими в разных странах.
Впервые была получена информация о музеях соломенного искусства Америки и Венгрии. Завязались контакты с директорами. О существовании подобных организаций и музеев никто в Беларуси не знал.
12 - 17 августа 2002 года представители международной ассоциации соломоплетельщиков: директор Американского музея соломенного искусства - Моргин Оуенс-Целли, директор Венгерского музея соломенного искусства - Тунде Тушкес, председатель Гильдии соломоплетельщиков Англии и стран Европы – Хезел Котхил были гостями Беларуси.
14 августа 2002 года в Национальной библиотеке Республики Беларусь прошла встреча ведущих белорусских мастеров с зарубежными гостями. На встрече присутствовало более 40 человек. Прозвучали рассказы о музеях с просмотром музейных сайтов «Американского музея соломенного искусства» и виртуального музея «Белорусская соломка», сайта Гильдии соломоплетельщиков Англии. Прошли мастер-классы белорусских мастеров. Свой мастер-класс провел директор Американского музея соломенного искусства Моргин Оуенс-Целли.
Впервые в истории современного белорусского соломоплетения и аппликации произошла встреча белорусских мастеров и художников работающих с соломкой с зарубежными коллегами. Завязались живые контакты между людьми. Белорусские мастера получили приглашения для участия в международных творческих встречах, семинарах, фестивалях.
Виртуальный музей «Белорусская соломка» стал реальным и активным участником в жизни ремесел. И если о его важности и значении еще несколько месяцев назад говорилось с учетом будущих его возможностей теперь это стало настоящим.
Пример этого музея поможет, я думаю, активизировать создание аналогичных музеев по другим направлениям искусства и не только народного.
В настоящее время в Беларуси, практически, отсутствует информационная музейная среда. Два десятка музеев и галерей – это все, что показывает Беларусь в Интернете. Из государственных музеев информацию о коллекциях предоставляет только Национальная художественная галерея, Музей Марка Шагала в Витебске, Галерея Яна Матейки.
Создание единой сети галерей и музеев, подобной порталу «Музеи России», так же является делом будущего. Хотя необходимость уже назрела по многим причинам. Во-первых, это позволит всем нам переосмыслить собственную специфичность, соотнести ее с единым культурным общим. Во-вторых, позволит включить культурное наследие Беларуси в мировое информационное пространство, откроет новые пути приобщения к национальной культуре через современные информационные системы.
Музей «Белорусская соломка» открывает серию виртуальных музеев посвященных белорусскому народному искусству. Заканчивается работа по сбору материалов для виртуального музея «Белорусская роспись», разработана структура музея, ведется работа по разработке дизайна музея.
В стадии разработки и сбора материалов находятся музеи «Белорусская вышивка», «Вытинанка». Они представят миру многообразие белорусских художественных традиций в области народного искусства.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо