EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Культурное наследие и личность в информационном обществе: некоторые тенденции коммуникации


Глаголев Максим Владимирович
Главный инженер
ФГУ "Тульский государственный музей оружия"
Адрес: 300000, г. Тула, Кремль
Тел.: (0872) 36-46-86
Факс: (0872) 36-46-86
E-mail: m_v_glagolev@tula.net
www.arms-museum.tula.ru

Содержание :

Для многих становиться очевидным, что в современном мире появились предпосылки качественно нового состояния социума, определяющегося доминантной ролью информации и становлением единого информационного пространства. Вошел в употребление термин "информационное общество", происходит накопление технических, технологических и социальных возможностей для его утверждения. Мы являемся свидетелями того, как все сферы жизни испытывают на себе в той или иной степени влияние новых технологий. Однако, все происходящее в рамках данного процесса, неизбежно приводит к качественным переменам не только материальных факторов окружающей действительности, но и оказывает воздействие на сознание, жизненные ценности и приоритеты людей.
Академик Н.Н. Моисеев справедливо связывал информационное общество "не только с электронной и компьютерной инженерией, которая есть лишь одна из его предпосылок", а с "качественно новым этапом развития цивилизации". По его мнению, информатизация общества приводит к появлению "новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека" [1, с.7].
Не вызывает сомнения, что позитивный результат процесса информатизации общества может быть достигнут при максимальной степени реализации гуманистических принципов и идеалов. Иными словами, будущее информационное состояние общества должно обеспечить как улучшение качества и уровня жизни людей, так и дальнейшее устойчивое, безопасное во всех отношениях развитие цивилизации.
Действительно, уже сегодня информационные технологии предоставляют человеку новые возможности и "степени свободы". Одна из них - доступность для каждого культурно-информационного пространства всего человечества с возможностью индивидуального выбора из огромного разнообразия информации.
Наряду с осмыслением богатых возможностей, открываемых новыми информационными технологиями, сегодня актуален объективный анализ социальных последствий информатизации, особенно влияния информатизации на личность. Это воздействие, по-видимому, может рассматриваться как определенного рода трансформация ее сознания, идеалов, приоритетов, ценностных установок. Естественно, речь идет о человеке, активно использующим информационные технологии в своей деятельности. В этой связи логично предположить, что в результате этого процесса происходит рождение типа человека с присущим ему новым мировоззрением, стилем мышления и целями практической деятельности.
Как и в случае всякого значительного цивилизационного достижения, последствия информатизации общества не могут быть определены однозначно, так как они несут в себе потенциалы как позитивного, так и негативного плана. Объективная оценка этих последствий может быть осуществлена лишь с учетом сложности, неоднозначности и особенностей психической сферы человека.
Для примера рассмотрим феномен виртуальной реальности, являющейся очередным скачком качественных изменений в формах человеческой коммуникации. Эта интерактивная технология позволяет создать убедительную иллюзию естественности и привычности существования в ней человека. Данный мир комплексно воздействует на органы восприятия, с высокой степенью достоверности имитирует часть существующей или вымышленной действительности, и поэтому является для находящегося в нем не иллюзией, а объективной реальностью. Полученный в этой среде уникальный опыт оказывает глубокое воздействие на подсознательную психическую деятельность личности.
Благодаря своим характеристикам виртуальная реальность уже сегодня находит применение во многих сферах человеческой деятельности. Ее свойства открывают массу новых возможностей для образовательного процесса, организации досуга, непосредственного самовыражения личности в творческом процессе и др.
Как культурный феномен виртуальная реальность является качественно новым, но наряду с этим закономерным явлением. Ее появление можно рассматривать как реализацию потребности современного человека в укрытии от насущных проблем существующей действительности в идеализированном искусственном мире, с возможностью реализации не воплотившихся в жизни стремлений. В этой связи при высокой интенсивности "виртуального существования" существует вероятность замены для человека интересов и целей настоящей жизни, ценностями искусственно созданного мира. Такая подмена становиться возможной по причине того, что взаимодействие с виртуальной реальностью осуществляется в том числе и на подсознательном уровне, поэтому сам человек может даже не заметить собственной утраты связи с реальным миром. Данная опасность, по всей видимости, особенно актуальна для молодых людей с еще не сформировавшимся мировоззрением, ценностными и нравственными установками.
Как известно, на протяжении всей истории нравственные и этические нормы в различных формах (табу, религиозных заповедей, совести и т. д.) являлись необходимым условием стабильного существования общества. По справедливому мнению Н.Н. Моисеева "Без формирования новой нравственности у человечества не будет будущего. … Так от вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний духовный мир человека превратился в его основную ценность. Вот здесь, как я в этом убеждён, и лежит ключ к самому главному - сохранению вида Homo sapiens на планете" [2, с.353].
Можно констатировать, что сеть Интернет сегодня представляет собой свободное информационное пространство, практически лишенное каких либо запретов. Представляется важным подчеркнуть, что в настоящее время функция осознанного выбора потребляемой информации принадлежит не каким-либо внешним структурам, а самому человеку. Поэтому в наше время не только необходим более высокий нравственный уровень общества, но и во много раз увеличивается нравственная ответственность каждого индивидуума.
По сути, в информационном обществе человек начинает существовать в двух различных по своей сущности "мирах": с одной стороны - естественном, ориентированном на природу и "живое" человеческое общение; с другой стороны - искусственном, связанным с техникой и транслирующим определенную информацию. Иными словами, имеет место пересечение двух культурно-информационных систем - традиционной и виртуальной. Современному человеку предоставляется свобода выбора между идеализированным искусственным и реальным миром. В этой связи особое значение приобретает личная адаптация к изменяющемуся миру, осознанный выбор источника и способа познания действительности.
Решение проблем адаптации, сохранения идентичности и гармоничного развития человека видится в организации системы образования, формирующей целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежат как рациональное, так и внелогическое (иррациональное, образное) мировосприятие. Академик Б.В. Раушенбах в связи с этим справедливо считал, что "искусство не противоречит науке, а дополняет человеческое восприятие мира", что целостное мировосприятие возможно дополняющими друг друга "мыслью (основываясь на рациональном мышлении), и сердцем (опираясь на образные предчувствия)" [3, с.44].
Предполагается, что такое образование возможно на основе многоплановой коммуникации между человеком и подлинными памятниками культурного наследия. Известно, что культурное наследие представляет собой совокупность всех культурных достижений человечества и фактически является его "памятью". В силу этого, информация о нем имеет колоссальное значение для всего мира. На основе этой информации открываются новые возможности для организации образовательного процесса, имеющего целью гармоничное развитие человека.
В настоящее время, по видимому, наметилась общемировая тенденция к использованию потенциала учреждений, хранителей культурного наследия (музеев, библиотек, архивов) в качестве, как информационного центра по культурному наследию, так и перспективных образовательных ресурсов.
Музей, например, сегодня может рассматриваться как социальный институт, не только сохраняющий материальное и неовеществленное культурное наследие, но и обеспечивающий на его основе процесс неформального образования, в том числе и с применением новых информационных технологий. Процесс образования в музее уникален тем, что наряду с рациональным познанием социокультурной информации в нем происходят коммуникативные процессы образного взаимодействия человека с культурными артефактами, что обогащает процесс познания эмоциональным восприятием. Существенным является то обстоятельство, что коммуникативные процессы такого комплексного познания культурных ценностей и расшифровки передаваемых ими смыслов в этом случае происходят на основе непосредственного соприкосновения с памятниками истории и культуры.
В этой связи представляется актуальным подчеркнуть, что интеграция музея в современное состояние социума связана с проблемой поиска компромисса между двумя взаимодополняющими тенденциями коммуникации. Одна из них связана с подлинным культурным наследием, и реализуемым на его основе процессом культурной коммуникации, которая не ограничивается чисто информационными процессами, но предполагает для своего осуществления установление некоего канала понимания, человеческого общения, а затем трансляцию определенного информационного объема по этому каналу в соответствии с его пропускной способностью. Посредством обмена определенными человеческими энергиями и состояниями (любви, душевного тепла, дружелюбия и т. п.) сообщаются необходимые смыслы, выполняющие образовательную и воспитательную функцию. Другая тенденция связана с массовой коммуникацией, осуществляемой при помощи технических средств. Такая комму-никация отличается отсутствием индивидуализации сообщения и предварительной установки канала понимания. Реальность наших дней показывает возрастающую роль коммуникационных процессов, происходящих посредством информационных технических средств.
Кроме этого, необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время происходит изменение мотивации посещения музея: если раньше большинство людей приходили в музей получать знания, то сейчас его посещение становиться формой организации досуга. Поэтому одним из основных направлений деятельности современного музея теперь становится трансляция информации о культурном наследии в наиболее интересном и оптимальном для ее восприятия виде.
Органичное следование обеим рассмотренным тенденциям представляется в виде внедрения информационных технологий в различные аспекты музейной деятельности, а так же представления информации о хранимом культурном наследии в глобальных сетях и электронных изданиях. Но такое утверждение совсем не означает, что информационные технологии рассматриваются в качестве приоритетного способа коммуникации. Напротив, в данной концепции их роль видится в качестве средства, способствующего реализации культурной коммуникации с подлинными памятниками наследия.
По сути, в настоящее время параллельно с реальной музейной сетью в Интернете начинает существовать и развиваться пространство функционирования виртуальных музеев. Становиться очевидным, что наряду с различными формами культурной коммуникации на современном этапе весьма эффективна коммуникация с "культурной памятью человечества" в формах "виртуальных" - посещений культурных учреждений; присутствия при реконструированных исторических событиях; прогулок по историческим местам и т. д.
В частности компьютерные технологии позволяют произвести трехмерное моделирование обстановки музейного зала, в том числе создать образ, не существующий в действительности. Пользователь имеет возможность "виртуально" посетить музей, детально рассмотреть заинтересовавший его музейный предмет. Интеграция различных видов информации (текст, звук, графика, видеоизображение) придает такому восприятию иллюзию реальности, и содержит новые возможности для образования и культурного развития. Технология создания трехмерных моделей объектов культурного наследия является уникальным средством, открывающим совершенно новые перспективы сохранения для потомков образа разрушающихся исторических памятников и воссоздания в электронном пространстве моделей утраченных архитектурных шедевров.
В то же время процесс формирования виртуальной среды, обладающей богатыми информационными возможностями, является причиной переориентации форм культурной деятельности с публичных на личные. Действительно, вместо того, чтобы посетить музей, человек просматривает информацию об его экспонатах дома за компьютером. Здесь основное значение приобретает комфортность "домашнего информационного пространства" и возможность получения информации о культурных ценностях в удобное время. Однако в этом случае, происходят процессы своего рода замещения многоплановой коммуникации с подлинными объектами культурного наследия, обменом информацией об их форме и содержании. Данная тенденция заставляет задуматься над тем, не может ли виртуальная культурно-информационная среда, явиться заменой традиционным институтам культуры?
Представляется весьма важным подчеркнуть, что информационные технологии обладают рядом преимуществ, но они не могут заменить собой традиционные формы культурной коммуникации. Очевидно, что на данном этапе становится весьма актуальной задача определения места и социальных функций информационных технологий в коммуникационных процессах с участием культурного наследия.
Действительно, что касается доступности образов культурных артефактов для широкой общественности, современные средства коммуникации создают новые возможности в плане расширения состава аудитории за счет "виртуальных" посетителей; притока новых посетителей, уже ознакомившихся с коллекциями через систему телекоммуникации, и пожелавших "в живую прикоснуться" к заинтересовавшим их объектами культурного наследия; расширения "виртуальных" экспозиций за счет музейных предметов размещаемых в запасниках вследствие недостатка экспозиционных площадей; разнообразных учебных программ для различных категорий посетителей и др.
Не вызывает сомнения, что современный музейный сайт или другое электронное издание - весьма эффективные справочные системы, призванные заинтересовать потенциальных посетителей и способствовать решению задач информирования об объектах мирового культурного наследия. Эта форма представления по сравнению с реальным музеем имеет ряд преимуществ в плане оперативности доступа к информации, но в силу технических ограничений и комплекса физических и психологических особенностей визуального восприятия с экрана монитора не позволяет адекватно воссоздать атмосферу музея и ценностей культурного наследия в виртуальном пространстве. Кроме того, отсутствие "живого общения" не вызывает эмоционального отклика, что не способствует процессу образования.
Важно отметить, что восприятия изображения предмета культурного наследия с плоскости экрана монитора и реального предмета в зале музея заметно отличаются друг от друга. При рассмотрении данного явления представляется целесообразным обратиться к теории, предложенной академиком Б.В. Раушенбахом. Работая над проблемой передачи объемных предметов на плоскости экрана при управлении стыковкой космических аппаратов, он пришел к выводу, что создание на плоскости изображения, полностью адекватного зрительному восприятию, строго говоря, невозможно. Любое изображение обязательно содержит искажения. Данное положение в работах ученого подтверждено соответствующими математическими и психологическими доказательствами. Так как, по его мнению, "изображение на сетчатке глаза всего лишь "полуфабрикат", а "видимая человеком картина пространства создается мозгом" [3, с.76]. Фотография, так же как и любое другое оптическое преобразование перспективы, отличается "специфическим распределением неизбежных ошибок и поэтому никак не может служить эталоном "правильного" изображения" [3, с.78]. В частности, одно из главных искажений фотографии состоит в уменьшении дальних планов. Вполне возможно, что упомянутые особенности зрительного восприятия человека являются одной из причин отсутствия заметного эмоционального отклика при электронной коммуникации.
Подводя итоги, представляется важным подчеркнуть, что применение информационных технологий в коммуникационных процессах с участием культурного наследия не может быть самоцелью, а призвано лишь способствовать оптимальной реализации социальных функций культурных учреждений - хранителей исторической "памяти", а так же процессу неформального образования, в результате которого формируется гармонически развитая личность.
Что касается процесса ознакомления с объектом наследия через телекоммуникационную сеть, то он необходим и полезен в качестве начального этапа познания артефакта культурного наследия, вслед ним логично следование культурной коммуникации, в ходе которой человек вступает в непосредственное общение с подлинным памятником. Реализация данного алгоритма видится в случае, если потенциальный посетитель ощутит необходимость, привлекательность культурной коммуникации после осуществления виртуальной. В будущем представляется актуальным осмыслить конкретные пути осуществления данной задачи.

Литература.
1. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. - 1993. №3.
2. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: АГРАФ, 1998.
3. Раушенбах Б.В. Пристрастие. - 2-е изд. - М.: Издательство "Аграф", 2002.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо