Международные виртуальные миры науки и образования | Никитин Александр Васильевич Директор Государственный центр компьютерного интерактивного моделирования Минобразования России Адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67 Тел.: (812)9321794 E-mail: nike51@rol.ru www.cl.spb.ru.nikitin.vr;dept44.aanet.ru
|
М.Б.Игнатьев, А.А.Никитин, Н.Н.Решетникова, Содержание : В докладе рассматриваются международные проекты Государственного центра компьютерного интерактивного моделирования и Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения в области создания виртуальных миров и их использования в образовании, науке и культуре.
Основные характеристики, этапы создания, области применения и преимущества использования виртуальных миров (ВМ) рассмотрены в предыдущих докладах авторов /1/. К ним добавим следующее.
Большинство современных ВМ являются однопользовательскими, их могут одновременно посещать несколько пользователей, при этом каждый из них видит свою копию виртуального мира и не видит действий других посетителей мира. Применимость подобных ВМ в реальном мире ограничена из-за отсутствия поддержки совместной работы пользователей, которая реализуется в многопользовательских ВМ. В них каждого посетителя представляет специальный объект – аватар, которого видят другие пользователи. Производимые посетителями действия над объектами ВМ синхронизируются и видны всем. Технология реализации многопользовательских ВМ должна обеспечивать синхронизацию поведения трехмерных объектов для пользователей, которая позволит им создавать и управлять виртуальными многопользовательскими трехмерными мирами, в т.ч. / 2 /:
· взаимодействовать пользователям в виртуальных трехмерных сценах (наблюдать друг друга, вербальная и невербальная связь друг с другом и др.);
· создавать, редактировать и управлять трехмерными объектами в многопользовательском режиме;
· обмениваться текстами, графикой, звуковой и видео информацией, жестами;
· отслеживать состояния мира и их изменения с сообщением друг другу.
Сравнительно недавно появились первые платформы для создания и поддержки многопользовательских ВМ - ActiveWorlds, Blaxxun, ParallelGraphics, MS Virtual Worlds и др., а также первые попытки применения их в образовании, науке и культуре.
ВМ – высокотехнологичный продукт, требующий осмысления как его востребованности и восприимчивости, так и решения ряда серьезных проблем при создании и поддержке – научно-технических, технологических, финансовых, организационных, кадровых и др. Поэтому основная цель доклада – на примере авторских проектов показать возможности создания ВМ и их использования в образовании, науке и культуре, а также привлечь заинтересованные организации к их выполнению.
1). Виртуальные миры науки и образования
Проект базируется на результатах комплексного проекта «Петербург-миру: образовательные и научные ресурсы высших и других учебных заведений Петербурга с использованием технологий виртуальных миров - Высшая школа Санкт-Петербурга в киберпространстве» (совместно с рядом ведущих университетов Санкт-Петербурга; Комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга).
Основная цель - представление высших учебных заведений Санкт-Петербурга и связанных с ними зарубежных университетов, а также их информационно- справочных, образовательных, научных, культурных и других ресурсов с использованием технологии виртуальных миров и доставкой различным категориям пользователей посредством CD ROM и Internet.
В настоящее время разработаны трехмерные интерактивные здания университетов с прилегающей территорией, значимые для университетов помещения, исторические справки о становлении высшего образования в СПб и университетов, их руководителях, занимаемых ими зданиях, а также некоторые историко-тематические приложения, иллюстрирующие становление в СПб механики и оптики, авиации, радио и телевидения и др.
Следующий этап – включение в разработанную инфраструктуру современных научно-образовательных и культурных ресурсов университетов и их зарубежных партнеров с организацией одно- и многопользовательского доступа к ним.
2). Фундаментальные и прикладные исследования многопользовательских виртуальных миров на экспериментальной установке (кибернетический велосипед) с подключением сенсорики и моторики человека (совместно с ZKM Institute for Visual Media, Karlsruhe, Германия; ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»).
Долгосрочные цели проекта - создание и развитие конкурентного на мировом рынке научно-технического потенциала России в области многопользовательских ВМ, а также системы подготовки кадров в данной области.
В настоящее время:
· Создана экспериментальная установка на базе кибернетического велосипеда.
· Разрабатываются многопользовательские тематические ВМ для совместных путешествий по виртуальному СПб и виртуальных соревнований велосипедистов (точки входа – Россия, германия, Австралия).
3). Изучение русского языка как иностранного с использованием технологии виртуальных миров (совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом; грант ЮНЕСКО).
Цель - создание виртуальной среды для изучения русского языка в виде альбома ситуаций, иллюстрирующих курс дистанционного обучения «Русский язык как иностранный»
В рамках данного проекта будут промоделированы различные ситуации, с которыми могут столкнуться иностранцы в России, например, жилье, общественное питание, покупки, поездки, путешествия, спорт, развлечения и т.п.
Технология ВМ позволит пользователям практически полностью погрузиться в языковую среду, моделирующую реальные условия повседневной жизни, и создаст эффект физического присутствия в мире, населенном персонажами – носителями русского языка. Примером подобного подхода является европейский проект VIRLAN (Великобритания, Германия, Греция, Финляндия).
Для увеличения эффективности закрепления полученных навыков при изучении русского языка и психологического эффекта посещения виртуальных миров предусмотрена возможность использования специализированного (помимо клавиатуры и мыши) периферийного оборудования – кибернетический велосипед, персональный дисплей и др.
4). Электронные учебные ролики для курса по авионике JAR 66 (совместно с Ассоциацией STAR, Франция)
Цель – создание на основе технологии ВМ с одно- и многопользовательским доступом обучающих систем и технических руководств для инженерно-технического персонала, обслуживающего самолеты.
Примеры разработок представлены на Web страницах virtual.aanet.ru и dept44.aanet.ru (лаборатория виртуальных миров).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. А.А. Никитин, А.В. Никитин, Н.Н. Решетникова. Концепции и средства доступа к виртуальным мирам в образовании, культуре и искусстве. - В трудах Международной конференции EVA''''2001 "Электронные изображения и визуальные искусства", М., декабрь 2001г., Минкультуры РФ, Гос. Третьяковская галерея, VASARI. http://www.evarussia.ru/upload/doklad/doklad_273.doc
2. main.vrml.ru, www.hitl.washington.edu, www.web3d.org, www.vlearn3d.org
В докладе использованы результаты, полученные при финансовой поддержке РФФИ - грант
№ 01-06-80470 «Изучение коммуникационных возможностей компьютерных виртуальных миров как метамеханизмов культуры».
|