EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Международные виртуальные миры науки и образования


Никитин Александр Васильевич
Директор
Государственный центр компьютерного интерактивного моделирования Минобразования России
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67
Тел.: (812)9321794
E-mail: nike51@rol.ru
www.cl.spb.ru.nikitin.vr;dept44.aanet.ru

М.Б.Игнатьев, А.А.Никитин, Н.Н.Решетникова,

Содержание :

В докладе рассматриваются международные проекты Государственного центра компьютерного интерактивного моделирования и Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения в области создания виртуальных миров и их использования в образовании, науке и культуре.

Основные характеристики, этапы создания, области применения и преимущества использования виртуальных миров (ВМ) рассмотрены в предыдущих докладах авторов /1/. К ним добавим следующее.

Большинство современных ВМ являются однопользовательскими, их могут одновременно посещать несколько пользователей, при этом каждый из них видит свою копию виртуального мира и не видит действий других посетителей мира. Применимость подобных ВМ в реальном мире ограничена из-за отсутствия поддержки совместной работы пользователей, которая реализуется в многопользовательских ВМ. В них каждого посетителя представляет специальный объект – аватар, которого видят другие пользователи. Производимые посетителями действия над объектами ВМ синхронизируются и видны всем. Технология реализации многопользовательских ВМ должна обеспечивать синхронизацию поведения трехмерных объектов для пользователей, которая позволит им создавать и управлять виртуальными многопользовательскими трехмерными мирами, в т.ч. / 2 /:

· взаимодействовать пользователям в виртуальных трехмерных сценах (наблюдать друг друга, вербальная и невербальная связь друг с другом и др.);

· создавать, редактировать и управлять трехмерными объектами в многопользовательском режиме;

· обмениваться текстами, графикой, звуковой и видео информацией, жестами;

· отслеживать состояния мира и их изменения с сообщением друг другу.

Сравнительно недавно появились первые платформы для создания и поддержки многопользовательских ВМ - ActiveWorlds, Blaxxun, ParallelGraphics, MS Virtual Worlds и др., а также первые попытки применения их в образовании, науке и культуре.

ВМ – высокотехнологичный продукт, требующий осмысления как его востребованности и восприимчивости, так и решения ряда серьезных проблем при создании и поддержке – научно-технических, технологических, финансовых, организационных, кадровых и др. Поэтому основная цель доклада – на примере авторских проектов показать возможности создания ВМ и их использования в образовании, науке и культуре, а также привлечь заинтересованные организации к их выполнению.

1). Виртуальные миры науки и образования

Проект базируется на результатах комплексного проекта «Петербург-миру: образовательные и научные ресурсы высших и других учебных заведений Петербурга с использованием технологий виртуальных миров - Высшая школа Санкт-Петербурга в киберпространстве» (совместно с рядом ведущих университетов Санкт-Петербурга; Комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга).

Основная цель - представление высших учебных заведений Санкт-Петербурга и связанных с ними зарубежных университетов, а также их информационно- справочных, образовательных, научных, культурных и других ресурсов с использованием технологии виртуальных миров и доставкой различным категориям пользователей посредством CD ROM и Internet.

В настоящее время разработаны трехмерные интерактивные здания университетов с прилегающей территорией, значимые для университетов помещения, исторические справки о становлении высшего образования в СПб и университетов, их руководителях, занимаемых ими зданиях, а также некоторые историко-тематические приложения, иллюстрирующие становление в СПб механики и оптики, авиации, радио и телевидения и др.

Следующий этап – включение в разработанную инфраструктуру современных научно-образовательных и культурных ресурсов университетов и их зарубежных партнеров с организацией одно- и многопользовательского доступа к ним.

2). Фундаментальные и прикладные исследования многопользовательских виртуальных миров на экспериментальной установке (кибернетический велосипед) с подключением сенсорики и моторики человека (совместно с ZKM Institute for Visual Media, Karlsruhe, Германия; ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»).

Долгосрочные цели проекта - создание и развитие конкурентного на мировом рынке научно-технического потенциала России в области многопользовательских ВМ, а также системы подготовки кадров в данной области.

В настоящее время:

· Создана экспериментальная установка на базе кибернетического велосипеда.

· Разрабатываются многопользовательские тематические ВМ для совместных путешествий по виртуальному СПб и виртуальных соревнований велосипедистов (точки входа – Россия, германия, Австралия).

3). Изучение русского языка как иностранного с использованием технологии виртуальных миров (совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом; грант ЮНЕСКО).

Цель - создание виртуальной среды для изучения русского языка в виде альбома ситуаций, иллюстрирующих курс дистанционного обучения «Русский язык как иностранный»

В рамках данного проекта будут промоделированы различные ситуации, с которыми могут столкнуться иностранцы в России, например, жилье, общественное питание, покупки, поездки, путешествия, спорт, развлечения и т.п.

Технология ВМ позволит пользователям практически полностью погрузиться в языковую среду, моделирующую реальные условия повседневной жизни, и создаст эффект физического присутствия в мире, населенном персонажами – носителями русского языка. Примером подобного подхода является европейский проект VIRLAN (Великобритания, Германия, Греция, Финляндия).

Для увеличения эффективности закрепления полученных навыков при изучении русского языка и психологического эффекта посещения виртуальных миров предусмотрена возможность использования специализированного (помимо клавиатуры и мыши) периферийного оборудования – кибернетический велосипед, персональный дисплей и др.

4). Электронные учебные ролики для курса по авионике JAR 66 (совместно с Ассоциацией STAR, Франция)

Цель – создание на основе технологии ВМ с одно- и многопользовательским доступом обучающих систем и технических руководств для инженерно-технического персонала, обслуживающего самолеты. Примеры разработок представлены на Web страницах virtual.aanet.ru и dept44.aanet.ru (лаборатория виртуальных миров).



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ



1. А.А. Никитин, А.В. Никитин, Н.Н. Решетникова. Концепции и средства доступа к виртуальным мирам в образовании, культуре и искусстве. - В трудах Международной конференции EVA''''2001 "Электронные изображения и визуальные искусства", М., декабрь 2001г., Минкультуры РФ, Гос. Третьяковская галерея, VASARI. http://www.evarussia.ru/upload/doklad/doklad_273.doc

2. main.vrml.ru, www.hitl.washington.edu, www.web3d.org, www.vlearn3d.org



В докладе использованы результаты, полученные при финансовой поддержке РФФИ - грант

№ 01-06-80470 «Изучение коммуникационных возможностей компьютерных виртуальных миров как метамеханизмов культуры».


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо