Проект интернет-портала «Пропповский центр: гуманитарные исследования традиционной культуры» | Адоньева Светлана Борисовна Доцент кафедры русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургский государственный университет Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 11 Тел.: (812) 328-94-87 Факс: (812) 328-94-87 E-mail: spbfolk@mail.ru www.lib.pu.ru
|
Тезисы: Пропповский центр - некоммерческая автономная организация, существующая при кабинете теории литературы и фольклора филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Пропповский центр осуществляет культуртрегерскую, образовательную и экспедиционную (собирательскую) деятельность в области традиционной культуры и фольклора. Создание электронной базы данных на основе накопленного за многие годы фольклорных экспедиций архива и практически недоступного для широкого пользователя в его "бумажном" варианте было первым шагом на пути создания сайта "Русский фольклор в современных записях" www.folk.ru Однако специфика фольклорного объекта состоит в его синкретичности, т.е. равноправном сочетании вербального, визуального, акционального, символического кодов, и озвученный архив - лишь частично отображает сложную реальность традиционной культуры. Комплексность объекта способствует множественности подходов к его пониманию. В поисках адекватного отображения многосторонних и разноплановых интересов Центра мы пришли к необходимости создания аппаратно-технического комплекса "Пропповский центр".
> >
> > Образовательное направление предусматривает развитие системы открытого дистанционного образования по специализации "Фольклористика". Открытое обучение может осуществляться на следующих образовательных уровнях:
> >
> >
> > a.. детские обучающие игры, введение в увлекательную фольклористику виртуальные путешествия;
> >
> >
> > b.. образовательные программы по краеведению для широкой аудитории;
> >
> >
> > c.. получение высшего образования и диплома по специализации "Фольклористика", курсы повышения квалификации.
> >
> > Базовым продуктом для образовательного направления является звуковая хрестоматия. Предполагается создать CD-диск, на котором будут представлены аудио, фото- и текстовые материалы по русскому фольклору. Звуковые материалы будут сопровождаться текстовой расшифровкой и по возможности биографией и фотографиями исполнителя, также возможно введение элементов "караоке". Звуковая хрестоматия с различными уровнями доступа будут действовать в режиме on-line. Поскольку сегодня отсутствуют или недоступны CD, обеспечивающие качественную информацию по специализации "Фольклористика" и адаптированные к современному образовательному процессу, звуковую хрестоматию можно использовать и для сопровождения обычных вузовских курсов по фольклору.
> >
> > Действенность работы образовательной части проекта призван обеспечить интернет-форум сайта. Пропповский центр имеет партнеров как в России, так и за рубежом. Активизировать сотрудничество с ними поможет создание на сайте интернет-офиса для рабочей группы. В рабочую группу входят наши партнеры в историко-краеведческом музее пгт Липин Бор (Вологодская обл.) и центральной районной библиотеке Белозерского р-на (Вологодская обл.), а также Институт славистики (Институт Питера Устинова, Даремский университет, Англия). Наши партнеры готовы организовать у себя рабочие места (в дальнейшем классы) для обсуждения и апробации предлагаемых программ, курсов.
> >
> > Направление "Культурное и социальное наследие" отражает иную сферу деятельности Пропповского центра. Опыт многолетней работы в фольклорных экспедициях заставил нас по-иному взглянуть на работу фольклориста. Помимо задач, обозначенных в учебной программе, мы чувствовали, что осуществляем с нашими информантами труд по передаче и сохранению сокровенного культурного, социального знания. Наше знание о мире и мы сами менялись в экспедициях. Со временем стало возможным дать отчет в характере этих изменений. Нахождение общего языка между людьми и группами, которые придерживаются различных позиций, принадлежат к разным поколениям и разным социальным слоям, возможно на пути совместного освоения собственной национальной традиции. Рассказывая, люди пожилого возраста, коими и являются наши информанты, осмысляют свой непростой жизненный опыт. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что этот опыт оказывается невостребованным их близкими. В результате разнообразных семейных коллизий, люди старшего и младшего поколений живут отдельно, расстояния и границы становятся серьезным препятствием для естественной и необходимой как пожилым, так и молодым трансляции жизненных ориентиров и ценностей. То, что для молодежи этот опыт интересен и важен, свидетельствует практика фольклорных экспедиций. Беседуя, мы получали бесценный жизненный опыт, данный не в опосредованном идеологиями, стандартизированном виде, а в виде личных переживаний. Нам представляется важным попытаться отразить в интернет-продукте такое освоение, открытие русской жизни и истории через взгляды людей, находящихся в ее глубине. Связать личный опыт и общее знание мы намерены в виртуальном "Музее жестокого романса".
> >
> > Названием музей обязан наиболее продуктивному фольклорному лирическому жанру ХХ века. Цель виртуальной музейной экспозиции состоит в демонстрации глубинной связи наших жизненных сценариев с фольклорными сюжетами. Основными разделами экспозиции должны стать "Музей биографий. Русская провинция. ХХ век" (доклад И.С. Веселовой), ссылки на звуковую хрестоматию и макет "Пространства частной жизни", в котором будут оживать обыденные жанры речи, поведенческие стереотипы.
|