Интеллектуальные компьютерные игры | Семчук Николай Николаевич Зав. лабораторией экспериментальной ботаник Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Адрес: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41 Тел.: (816 22) 53518 Факс: (816 22) 25005 E-mail: snn@novsu.ac.ru http://www.novsu.ac.ru
|
Тезисы: Стремительное развитие новых информационных технологий в ХХ веке оказало многогранное воздействие на многие сферы человеческой деятельности. Особо следует отметить существенное влияние на процесс формирования личности детей появление компьютера в образовательных учреждениях, клубах и студиях развлекательного направления. Наиболее значимым фактором при этом является отсутствие системы действенной помощи ребенку при выборе программ и связанным с этим практически неуправляемым процессом формирования комплекса ценностей, жизненных ориентиров, интеллектуального уровня развития личности. Если в школьных компьютерных классах, а также при работе за персональным компьютером дома пакет предлагаемых ребенку учебных и развлекательных программ в какой-то степени контролируется, то при самостоятельном “плавании” в бурных волнах океана Интернет выбор направления познания предоставлен юному пользователю. Особую тревогу вызывает ситуация в компьютерных клубах, игровых компьютерных студиях, где основное время общения детей с компьютером проходит в форме игры в так называемые “стрелялки” и “догонялки”. В принципе практически любая компьютерная игра является полезной в плане владения клавиатурой, развития реакции, внимательности и других нужных навыков. Однако практически бессмысленная погоня за “условным противником”, “уничтожение врага” самыми немыслимыми способами неизбежно приводит к последовательной интеллектуальной деградации, появлению желания поиграть на компьютере просто в силу сформировавшейся привычки. Именно по этой причине должны быть созданы игры, в которых в обязательном порядке присутствуют элементы привычной развлекательной компьютерной игры: с выбором оружия, навыками стрельбы по целям, высокой координации движений и быстрой реакции. Однако в отличие от обычного сценария в игре задействованы элементы интеллектуального характера – выбор ответа, сравнение вариантов, анализ предложенного списка. Эта часть общего комплекса действий игрока не является доминирующей по времени и значимости. Она как бы не мешает развитию общего сценария. Но в то же время игнорировать ее игрок не может, так как она является пропуском для уже привычных действий, достижения победы. На самом деле именно эта часть сценария игры и может служить тропинкой к повышению удельного веса интеллектуальной части в процессе взаимодействия пользователя с компьютером. Именно она и может быть использована для превращения процесса игры ребенка на компьютере в образовательный, причем содержательное наполнение может включать буквально все области знаний (математика, биология, культура и т.д.).
Интеллектуальные компьютерные игры – объективно необходимая потребность настоящего времени. Уже одним только созданием серии разнообразных интеллектуальных компьютерных игр может быть заложена основа для нормального духовного развития юных граждан страны. Проблема эта столь значима и так масштабна, что игнорировать ее по меньшей мере – легкомысленно.
|