Может ли быть компьютер музейным педагогом: опыт создания обучающих и образовательных программ для детей и взрослых в Русском музее. | Киссель Ольга Михайловна Ведущий научный сотрудник Государственный Русский музей Адрес: 191011 Санкт-Петербург, Инженерная ул. 4 Тел.: (812) 315-43-12 Факс: (812) 312-83-80 E-mail: okissel@rusmuseum.ru
|
Жвитиашвили Нана Юрьевна, ст.научный сотрудник, отдел новейших течений ГРМ, e-mail:nana_gv@mail.ru Тезисы: Внедрение современных компьютерных технологий в образовательную деятельность музея – одно из приоритетных направлений компьютеризации Русского музея. С 1996 года в музее ведется «подготовка» зрителя к восприятию музейных выставок, чрезвычайно разноплановых и нетрадиционных, с помощью мультимедиа технологий.
Разрабатываемые образовательные программы установлены в информационных киосках для посетителей, продаются в музейных магазинах на компакт дисках, и распространяются по школам Санкт-Петербурга в качестве учебных пособий.
Сокращенные интернет версии некоторых программ можно посмотреть на музейном сайте www.rusmuseum.ru в разделе «Виртуальные выставки».
Все программы ( разрабатываемые первоначально в качестве «компьютерных гидов по выставкам), в совокупности представляют собой образовательный материал по истории русского искусства который, как казалось бы, может и должна использовать школа.
Совершенно ясно, что современная школа не может ориентироваться только на классические учебные технологии, и это касается практически любого предмета, в том числе и предметов гуманитарной сферы. Преодолевается пресловутое размежевание гуманитарного и естественно-научного цикла, когда компьютерные технологии, представляющиеся учащимся естественными на уроках математики, физики и, конечно, самой информатики, вносят в уроки гуманитарного цикла (истории, МХК, изобразительного искусства, литературы) новое звучание.
Использование в школе музейных компьютерных программ есть пример параллельного решения двух задач, когда и учителю информатики дается профессионально разработанный и связанный с изучаемыми в предметах гуманитарного цикла темах пример мультимедийных реализаций. Само занятие на эту тему может быть организовано таким необычным для содержания предмета информатики способом, когда урок начинается с «виртуальной экскурсии», а затем следует обсуждение с учащимися, какими же средствами это можно сделать, каковы основные виды преобразования здесь информации, какие пакеты ив каких режимах могут использоваться, как можно осуществить «монтаж» программы.
Музей можно отнести к так называемым учреждениям «дополнительного образования». Разрабатываемая серия программ предназначена не только для работы учителей, но и в качестве дидактических пособий для работы музейных педагогов.
Цель нового проекта Русского музея: «В мир искусства вместе с компьютером»»– научить посетителя воспринимать произведение искусства через зрительный образ, а не его словесное описание, научить понимать «язык живописи» и «говорить» на нем.
Это совместная работа отдела новейших течений, отдела компьютеризации Русского музея, а также научных фондовых отделов музея.
В качестве первой темы мы специально выбрали « бессюжетную живопись» - абстракцию. Попытаться научить зрителя смотреть «беспредметное» искусство особенно актуально в связи с запланированной в Русском музее выставки «Абстракция в России»
|