Информационное обеспечение регионального культурного туризма: проблемы, задачи, программные технологии | Мишанова Марина Владимировна Ведущий специалист Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Адрес: 603600, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23, корпус 2, ком. 423 Тел.: (831-2) 65-84-61 Факс: (831-2) 65-85-92 E-mail: izum@museum.unn.ac.ru http://museum.unn.ac.ru
|
Кастосов Игорь Владимирович, к.т.н., доцент, Региональная общественная организация «Нижегородский центр поддержки и развития музеев» Тезисы: В докладе на примере реализации проектов "Нижегородский и межрегиональный Интернет-справочник по культурному туризму" и "Единый календарь турсобытий Приволжского федерального округа", поддержаных Институтом "Открытое общество" (фонд Сороса - Россия), рассматриваются региональные проблемы информационного сопровождения культурного туризма, идеи и программные технологии их решения. Предлагаются концепция, схемы и методы развития этого проекта на территории Приволжского федерального округа.
Культурный туризм (КТ) как деятельность находится на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса, является одним из наиболее перспективных направлений экономического и культурного развития территорий. Анализ развития деятельности музеев в области КТ позволил в качестве одной из важных проблем выделить проблему информационного сопровождения КТ, слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет, необходимости разработки технологии информационного обеспечения КТ.
В рамках разработанной концепции развития КТ начальный этап связан с созданием информационного справочника по КТ в Нижегородском регионе. Информационное описание (эскиз) нового маршрута включает концепцию маршрута, последовательность объектов и логические связки между объектами в рамках данного маршрута, обеспечивающие его содержательную целостность. В электронном виде маршрут выглядит как виртуальная экскурсия (виртуальный маршрут). Описание маршрута размещается в Интернет и на этой базе (но не ограничиваясь только этим) производится оценка спроса потенциальных туристов на маршрут (при этом задействуются все технологии популяризации информационных ресурсов в Интернет и привлечение туристов, туроператоров и турфирм к совместной работе в этом направлении). После получения подтверждения спроса на маршрут производится собственно проработка маршрута, которая включает как содержательный, так и организационный аспект (сроки, гостиницы, питание и т.п.). Заметим, что полная разработка маршрута является "ноу-хау" творческого коллектива и выходит за рамки задачи информационного сопровождения туризма.
При составлении эскизов маршрутов реализуются веб-страницы обьектов КТ, если их представлений в Интернет в настоящий момент не имеется; возможна адаптация имеющихся веб-страниц под потребности обеспечения КТ. Наряду с этим справочник содержит разнообразную информацию, необходимую туристам и туроператорам, как то: транспорт, гостиницы, турфирмы, театры, галереи и т.п. Реализуется геоинформационная система сопровождения КТ.
Важной задачей является применение коммуникационных технологий Интернет для организации рекламно-популяризационной деятельности КТ в Нижегородский регион, информационного сопровождения КТ, работы с туроператорами, фирмами и клиентами. Схема отражает и необходимость смещения акцента в сторону организации КТ в областные объекты туризма. При разработке маршрутов в малых городах и районных центрах области основными соисполнителями (и держателями культурной информации) являются именно музеи и их сотрудники. Совместная работа в данном направлении позволит вовлечь региональных музейных работников в разработку новых маршрутов, обеспечит внедрение новейших (в том числе и информационных) технологий в их деятельность и позволит открыть новые направления развития региональных музеев.
Организация выездного культурного туризма включает информационное обеспечение возможности партнерства и организационное сопровождение групп нижегородских туристов. Ориентация проекта на развитие российского культурного туризма ставит здесь на первый план работу с партнерами сходного профиля в регионах РФ. Здесь основная задача определяется как рекламирование туристических возможностей названных регионов для регионального клиента.
Данная концепция легла в основу реализации проекта создания Нижегородского Интернет-справочника по культурному туризму. Необходимость вывода проекта на межрегиональный уровень обусловлена идентичностью используемых технологий продвижения информационного и туристического продукта привела к разработке и реализации межрегиональной версии проекта (грант ИОО 2001-2002г.г.) и способствовала как изменению технологической базы проекта, так и необходимости реализации ряда интерактивных процедур и распределенных возможностей (средства дистанционного создания описания региональных объектов КТ, интерактивный конструктор маршрутов, создание системы классификаторов и атрибутирования объектов КТ и туристической инфраструктуры, сложной системы настройки и адаптации под типы потребителей продукта). Реализованные схемы и созданные информационные ресурсы в рамках этого межрегионального расширения также будут продемонстрированы в ходе презентации доклада.
В процессе реализации проектов создания справочников по КТ была выявлена необходимость информационного обеспечения событийного туризма как одной из наиболее развивающихся сейчас разновидностей туризма. Проект создания единого календаря турсобытий ПФО поддержан региональным грантом ИОО в 2001г. и находится в настоящий момент в стадии реализации. Технологически календарь турсобытий реализуется в виде единой распределенной по регионам базы данных с открытым Интернет-доступом для получения и занесения информации о различных событиях в сфере культурного туризма.
Полная реализация к марту 2002 года этих проектов по мнению авторов приведет к реальности создания полноценного регионального портала "Нижегородский культурный туризм" и обеспечит потенциальную возможность создания порталов по этой же схеме в других регионах России.
В докладе представляются программно-методические основы функционирования проектов, различные интерактивные процедуры (создание листа и узла маршрута, конструктор маршрутов, заказ регионального дизайна и т.д.), составляющие дистанционные формы наполнения и сопровождения информационных ресурсов справочника и календаря. В ходе компьютерной презентации демонстрируются созданные ресурсы и разработанные технологии сопровождения деятельности в области культурного туризма, раскрываются взаимосвязи и взаимопроникновение с другими региональными информационными проектами в сфере культуры.
Литература:
1. И.В.Кастосов, М.В.Мишанова, М.Н.Амелин, Н.Н.Маркова, А.А.Куликовский, Ковалева Т.И. Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму: первые результаты и перспективы развития проекта.// Труды Международной научной конференции "Электронные изображения и визуальные искусства EVA''2000", М: ГТГ, 2000, 8c.
2. И.В.Кастосов. Информационное обеспечение культурного туризма.// Сборник "Музей будущего: информационный менеджмент". Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001, 12с.
3. М.В.Мишанова, И.В.Кастосов, М.Н.Амелин. Единый календарь туристических событий Приволжского федерального округа.// Материалы Всероссийской конференции АДИТ-2001 "Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие", Тула, АМР, 2001, 2с. |