Библиотека, музей, архив: кто более матери - истории ценен? | Матлина Слава Григорьевна Ведущий научный сотрудник Российская Государственная Библиотека Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5 Тел.: (095) 202-79-41 Факс: 290-60-62 E-mail: ltikh@rsl.ru www.rsl.ru
|
Тезисы: Надеемся, что название доклада будет воспринято не более, чем шутливо сформулированная попытка привлечь внимание к важной проблеме - поиску организационно-технологического инструментария, позволяющего наладить взаимодействие трех основных социально-культурных институтов – хранителей исторической памяти.
В последние годы профессиональная библиотечная печать, много пишет об объективном характере их интеграции. Действительно, мы становимся свидетелями некоего самозахвата различными институтами «соседних» сегментов культурного рынка. Например, десять лет назад нельзя было представить, что федеральные архивы откроют свой выставочный зал, где все желающие могут ознакомиться не только с печатными источниками, «бумажными» документами, но и с уникальным вещно-изобразительным рядом по темам, как будто бы весьма далеким от интересов «архивных юношей». Это и частная жизнь императрицы Марии Федоровны, и содружество муз, определявших интересы нескольких поколений российской интеллигенции, и даже светские балы с их сложной знаковой системой.
Музеи все более тяготеют к откровенному инсценированию: от ставших традиционными литературно-музыкальных вечеров и поэтических чтений они переходят к тем же балам (например, столичный музей А.С.Пушкина), детским «домашним» новогодним елкам (музей Ф.И.Шаляпина, не говоря уже о поленовских рождественских детских праздниках), гуляньям с фейерверками и ярмарками, которых не счесть, костюмированным экскурсиям. Ряд может быть продолжен.
Что же касается библиотек, то здесь ситуация еще более удивительная. Вот уже более десяти лет в библиотечном мире продолжается «музейный бум». В начале 80-х появление пре-имущественно при сельских библиотеках необычных историко-краеведческих музеев (например, реки Чусовой в Пермской области или «Казацкой хаты» в Ставропольском крае) вызывало восхищение, но это были единичные случаи.
Сегодня, пожалуй, трудно найти регион, где не было бы подобных музеев. Такое массовое по своей природе движение, зародившееся «снизу» – без указующего перста вышестоящих организаций,- отражает всеобщую потребность в самоидентификации, познании собственной истории. Люди наконец-то получили возможность открыто говорить о своих корнях, вытащить из сундуков георгиевские кресты прадедов, старые фотографии сгинувших в ГУЛАГе родных. Предвидим вопрос: «при чем тут библиотека? И не лучше ли передать все эти раритеты в музеи или архивы?» Но так рассуждает человек со стереотипным, устаревшим представлением о библиотеке, как об учреждении, где собирают, хранят и продвигают книги. И не более того. За последнее десятилетие публичная библиотека благодаря небывалому темпо-ритму изменений - увы, пока еще не осознанному обществом, стала полистилистическим институтом, к тому же в наше прагматичное время единственным по-настоящему открытым всем и каждому, общедоступным и бесплатным.
Сегодняшние краеведческие, а также историко-литературные, историко-этнографические и другие постоянные экспозиции в библиотеках чаще всего создаются по инициативе самих владельцев раритетов: люди несут сюда экспонаты, отражающие частную, приватную жизнь, свою и близких - ту самую историю повседневности, которой у нас никогда не было. Создание таких мини-музеев стало «точкой роста», обусловившей повсеместное развитие краеведения, сделало его массовы явлением. Библиотекари помогают местным жителям изу-чать семейные родословные, составлять генеалогические деревья, пишут запросы в архивы, уточняя биографии представителей местной интеллигенции, открывавшей в конце Х1Х в. земские школы и больницы, словом осуществляют настоящую поисковую работу. К тому же сельские подвижники ведут рукописные (дань традиции!) «Летописи истории села», где отражены не только позитивные, но и не всегда приятные для местного руководства события. На Урале эта работа оформилась как составная часть движения павленковских библиотек (созданных земством по завещанию знаменитого русского издателя и просветителя Ф. Павленкова), которое развивается под эгидой ЮНЕСКО.
Почему мемории, в том числе ценные раритеты, оказываются в библиотеке, а не в музее или архиве? Во-первых, последние есть не во всех городах, не говоря уже о селах. Приплюсуем психологический фактор: в музей ходят далеко не все, и выставляют в нём далеко не всё, а библиотека всегда под рукой, она - «своя» и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий. Сюда можно передать документы навсегда - в дар, или старинные вышивки и фотоальбомы из бабушкиного сундука - на время, когда проходит очередная экспозиция. Приведем один факт: в честь столетия знаменитой столичной библиотеки им.А.С.Пушкина, в создании которой принимала участие его старшая дочь М.А.Гартунг, потомки поэта подарили несколько принадлежащих ей предметов не московскому музею с его замечательным собрани-ем, а библиотеке. «Мы считаем «Пушкинку» домом Марии Александровны»,-сказала на церемонии передачи ее правнучка.
Логика исследовательской деятельности наиболее продвинутых библиотек-музеев приводит к превращению их в так называемые «мемориальные библиотеки». Главная особенность последних - акцент не только на сохранение, но главным образом на воспроизводство культурной памяти как главной социальной роли. Будучи моделью инновационного типа, такая библиотека формируется на основе, как минимум, двух элементов. Во-первых, это мемориальные ресурсы, среди которых наряду с книжными раритетами, приобретают значение вещные мемории или их аналоги, а также соответствующий персонал с навыками исследовательской работы. Достаточно сказать, что в Пушкинской библиотеке Белгорода работают два кандидата и один доктор наук. В готовящейся концепции развития столичной библиотеки-музея им. Н.В.Гоголя, здание которой непосредственно связано с жизнью писателя, в штат предполагается ввести несколько единиц научных сотрудников.
Во-вторых, речь должна идти о мемориальной деятельности, воплощающей синтез библиотечных, музейных, театральных, исследовательских и просветительских, а также других методов. Например, уникальные коллекции Пушкинской библиотеки в Белгороде уже несколько раз экспонировались в Санкт-Петербурге, в музее –квартире поэта на Мойке. Столичная библиотека-музей им. Н. В. Гоголя помимо регулярных экскурсий по мемориальным комнатам совместно с Литературным музеем, Институтом мировой литературы и другими ведущими научными институтами в апреле 2001 г. организовала и провела научные трехдневные гоголевские чтения – первые в России (!!!), которые собрали самых видных исследователей творчества писателя в России. Тургеневская читальня в Москве стала центром тургеневедения, развивая связи с Тургеневской библиотекой в Париже, Орловским музеем писателя и даже орловской общиной столицы.
Все это повышает социальный статус публичной библиотеки, и в целом, способствует поступательному развитию отечественной культуры. Но вот беда: во-первых, не всегда музей-ная и архивная работа в библиотеках, особенно маленьких, сельских, ведется профессионально. (Хотя вот уже несколько лет ВУЗы и колледжи культуры выпускают библиотекарей-музееведов). Бесценные архивные документы, случается, экспонируют и хранят не лучшим образом. Во-вторых, большинство библиотек просто не в состоянии обеспечить безопасность своих экспонатов: несколько лет назад в Новгородской области в течение нескольких месяцев было ограблено несколько сельских библиотек-музеев: унесены иконы, монеты, украшения и кре-стьянская утварь ХУ111 века. И, наконец, самое главное – даже в областном центре нет полных сведений обо всех таких собраниях, описи хранящихся там архивных и музейных материалов.
Да что говорить о провинции. В культурной столице России - Санкт-Петербурге прекрасная газета, рекламирующая местные музеи, фактически игнорирует деятельность уникальных музеев, функционирующих при библиотеках города на Неве (Музей блокадной книги, музей Петергофской железной дороги и др.). Аналогичная ситуация складывается и в Москве.
Новые технологии призваны помочь не только в инвентаризации такого рода собраний, но и в их популяризации. Вариантов решений здесь немало. Один их них - передача оригиналов наиболее ценных документов при согласовании с их бывшими или нынешними владельцами в архивы и музеи, т.е. туда, где они будут в безопасности. А их виртуальные образы будут представлены как часть музейно-библиотечного собрания. Но эта модель сможет быть полностью реализована только после технологического переоснащения библиотек. Другой вариант - придание такого рода собраниям более высокого общественного статуса, а значит, обеспечит им покровительство местных властей и относительную безопасность. Во всех случаях важно, чтобы сведения о музеях и их коллекциях были отражены на региональных сайтах – музейных и библиотечных; на сайтах крупных популярных музеев, с которыми сотрудничают известные мемориальные библиотеки. Например, уникальные коллекции Пушкинской библиотеки-музея г.Белгорода вполне достойны того, чтобы быть представлены в портале Пушкинских музеев России.
Бесспорно, при решении вопроса, какие музеи при библиотеках следует представить в электронном виде, нужна их дифференциация. Обладающие наиболее ценными (с точки зрения сохранения культурной памяти региона) коллекциями, должны быть прежде всего представлены во Всероссийском Реестре Музеев, и соответственно Российской сети культурного наследия, т.е. интегрироваться по тематическому признаку на основе единых стандартов. Роль эксперта при отборе должны взять на себя региональные центры – универсальные областные библиотеки при участии крупных музеев.
Конечно, по мере развертывания информатизации (а темпы ее в библиотечном деле высоки), ситуация меняется к лучшему, и интеграция с музеями будет развиваться. Но настораживает тот факт, что в провинции даже подключенные к Интернет библиотеки-музеи не знают, например, о существовании сервера Информационная служба музеев России, вернее, знание это пассивное: новости культурной жизни России не включаются в контекст их деятельности. И, наоборот, в новостной ленте портала «Музеи России» не представлены, например, сведения об интереснейших выставках произведений удмуртского декоративно-прикладного искусства в библиотеке-центре национальной культуры села Малая Пурга.
Учитывая, что наиболее крупные проекты по интеграции всех ресурсов культурного наследия рождаются в Москве, взаимодействие библиотек, музеев и архивов должно начинать-ся в столице, включая рабочие контакты РГБ с лабораторией музейного проектирования Российского Института культурологии, с научными подразделениями Федеральных архивов. Конечно, это не исключает одновременного движения навстречу друг другу библиотек, музеев и архивов в регионах. Как не вспомнить бессмертный призыв из детского мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!»
Список литературы:
1. Статус: музей в библиотеке: Матлина С. В какую сторону направлен вектор обновления?; Англичанинова Н. История становится ближе.; Щербакова О.Что нам позволяет гордиться своей профессией.//Библиотека.-2000.-№9-С.27-37
2. Горбунов Ю. Музей в объятиях читальни//Библиотека.-2000.-№12.-С.40-44.
3. Гуральник Ю.У. Сберечь память человечества .// Мир библиографии.-1999.-С.13-15.
4. Майстрович Т.В. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд//Библиотековедение.-2000-№3.-С.16-22
5. Пучнина О Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН) // EVA- 2000.М.,2000.-04~3~1 -04~3~6.
|