Интернет, виртуальная реальность и человеческий фактор. | Шер Яков Абрамович
Кемеровский государственный университет Адрес: г. Кемерово, пр. Советский 73
|
Содержание : Родившись в недрах ВПК с весьма определенными целями, Интернет довольно быстро стал неотъемлемой частью современной культуры. Его распространение идет фантастически быстрыми темпами. Они несоизмеримы, например, с темпами распространения книги от начала книгопечатания до того времени, когда книга стала явлением массовой культуры и пришла в каждый дом. Соединив в себе книгу, газету, радио, телевидение и другие средства массовой информации и оплодотворив их мультимедийной технологией, Интернет явил собой новое качество. Темпы распространения «всемирной паутины» еще долго будут высокими. Замедление, связанное с насыщением начнется не ранее, чем лет через 12-15, а в нашей стране намного позже. Поэтому представляется весьма важным, не ожидая этого момента, задуматься над тем, что несет эта «виртуальная реальность» мировой культуре. Как способствовать распространению и развитию ее положительных факторов и по возможности тормозить или перепрофилировать (если невозможно вообще отключить) факторы отрицательные. Размышления на эту тему излагаются в данном докладе.
В настоящее время в создании и распространении программ, интерфейсов, сайтов и сетей преобладает технократическая психология. Роль человеческого фактора в «мировой паутине» и ее воздействие на человеческую психику пока не стали предметом специального изучения. Это не упрек в адрес «технарей», чьими усилиями успешно распространяется и развивается Интернет. Это – скорее упрек в сторону гуманитариев, которые, вполне естественно уступив лидирующую роль в этом деле инженерам и программистам, в лучшем случае становятся более или менее грамотными пользователями сервиса, предоставляемого «паутиной». Думается, что наступила пора столь же профессионально, как это сделали инженеры и программисты, развивая Интернет, проанализировать гуманитарную составляющую этого выдающегося создания технической мысли.
Особенно важно изучить роль и место Интернета в субкультуре детей и юношества. До середины 60-х гг. дети входили в мир интеллектуальной и художественной культуры через книгу, кино, театр, музыку. В этом перечне книга занимала приоритетное место в силу своей доступности. Книжка была в каждом доме каждый день тогда, как кино, театр, музыка и даже телевизор были реже. К тому времени книга насчитывала уже 500 лет своей истории, сформировалась особая сфера детской литературы, обязательным атрибутом которой были красочные иллюстрации. Постижение мира через книжку с картинками полностью соответствовало принципу сбалансированного развития межполушарной асимметрии головного мозга и всей системы высшей нервной деятельности. Восприятие языкового текста тренирует левое полушарие и развивает аналитические способности интеллекта. Картинки будят воображение и образное мышление (правое полушарие). Живое восприятие театра и музыки тоже полностью вписывается в сбалансированное развитие интеллекта.
Первым массовым «механическим» искусством, заменившим живое действие людей, звучание их голосов и музыки стало кино. Это был первый шаг к виртуальной реальности в сфере культуры. Далее развитие шло по нарастающей - цветное телевидение, видеофильмы, высококачественная аудиоаппаратура, фонограммы, компьютерные игры и теперь Интернет, как синтез всего этого.
За последние три-четыре десятилетия в постижении мира книжку с картинками все больше вытесняет телевизор и видеофильмы, на которых отметка «до 16 лет» играет роль прозрачного фигового листка. Информация поступает в сознание, минуя левое полушарие и его аналитическую функцию. Дополнительную нагрузку на правое полушарие и на всю психику создают оглушительная «музыка» дискотек и «дебильники», как сама молодежь называет карманные плееры с наушниками. Сейчас уже входит в самостоятельную жизнь третье поколение людей, главную роль в воспитании которых играла не книжка с картинками, а телевизор с видеоплеером, поп-музыка и «дебильник».
Если развитие массовой культуры и дальше пойдет этим путем, через два-три поколения начнется генетическое закрепление дисбаланса в природной межполушарной асимметрии головного мозга, которое, в свою очередь, рано или поздно приведет к деградации культуры. Уже сейчас довольно много молодых людей, которые не испытывают дискомфорта от оглушительных «музыкальных» ритмов, многократно превышающих все допустимые гигиеной децибелы, которых не привлекает музыкальная классика, поэзия, живопись, балет и другие формы классической мировой художественной культуры. За редкими исключениями, это не вызывает тревоги в общественном сознании. Особенно преуспело в сфере «дебилизации» населения наше телевидение с его бесконечными мыльными операми, боевиками, триллерами и тупой рекламой. А ведь, если это воспринимается с младенчества, подрастая, человек искренне считает, что это и есть мировая художественная культура. Примерно так начинаются биологические мутации: сначала незаметно, затем кажется пустяком, а потом начинают рождаться монстры и деградация становится необратимой.
Формирование оптимального соотношения функций левого и правого полушария головного мозга имеет очень долгую историю длиной в миллионы лет. Межполушарная асимметрия начала складываться у всех живых существ задолго до появления не только современного человека, но и его эволюционных предшественников. Только самые последние этапы этой эволюции насчитывают около 40 тыс. лет в Европе и более 200 тыс. лет на африканской прародине. Благодаря достигнутому человеком уровню функциональной асимметрии полушарий головного мозга возникли и стали развиваться такие чисто человеческие явления, как членораздельная речь, изобразительные и иные искусства. Вместе с сознательным трудом они положили начало тому, что мы называем культурой. Культура – это тоже своего рода коллективный мозг, состоящий из двух «полушарий» – духовной и материальной культуры. В духовной культуре преобладают информационные процессы, в материальной – термодинамические. Если стабильность такой системы перестать поддерживать, предоставить ее самой себе, она начнет «разбалтываться». Выражаясь научно, начнет расти ее энтропия. Начало этого опасного процесса можно уже наблюдать сейчас.
Сложение культуры шло очень медленно, десятки, если не сотни тысячелетий. Разрушить ее можно очень быстро. На протяжении всей истории «консервантом», препятствующим разрушению культуры, была этика, нравственность. В разные эпохи она выступала в разных формах: табу, неписанные законы родовой общины и племени, религиозные заповеди, понятия греха, чести, совести и т.д. Сейчас в нашем обществе нравственные устои сильно поколеблены, а другого равноценного «консерванта» нет.
Интернет задуман и развивается как свободное информационное пространство, практически без каких-либо запретов. Еще десять лет назад в нашей стране невозможно было себе представить такое широкое не подцензурное информационное поле. И это, безусловно, – одно из важнейших достижений нашей зыбкой демократии. Однако достаточно взглянуть на рейтинги сайтов, чтобы убедиться, что наибольшим вниманием пользуются далеко не самые высоконравственные страницы «паутины». Основным носителем культуры является язык, и очень грустно наблюдать на многих популярных сайтах как тривиальную безграмотность, так и намеренно демонстративное использование вульгарного сленга и грязной непечатной лексики. Потеря грамотности стала еще одним тревожным симптомом нездоровья культуры. Многие теперь полагаются на «грамотность» копьютера, а случаи врожденной грамотности наблюдаются все реже. Недостаточная грамотность уже прочно обосновалась на страницах кандидатских и осваивает тексты докторских диссертаций. А ведь грамотность устной и письменной речи напрямую зависит от своевременного (еще в детском возрасте) развития и упражнения левополушарного мышления.
Сейчас расширяются программы компьютеризации школ, средних и высших учебных заведений. Реализация программы «Университеты России», способствовала тому, чтобы Интернет занял достойное место в сфере образования. Естественно, возникло много идей и конкретных предложений, как использовать Интернет в учебном процессе. Задача в высшей мере благородная. Но… В относительно благополучном положении находятся только те образовательные учреждения, в которых работает «быстрый» Интернет. А там, где Интернет «медленный», ни о каком успешном его использовании в учебных компьютерных классах в рамках расписания лекций и семинаров говорить не приходится.
Если положительных результатов использования Интернета в образовательных программах приходится добиваться с трудом, то отрицательные – приходят сами. В Интернете много сайтов с заранее написанными рефератами и курсовыми работами практически на любые темы вузовских программ. Ловкие люди делают на этом приличный бизнес, тиражируя и сбывая студентам готовые рефераты. Даже при том, что опытный преподаватель всегда отличит реферат или курсовую работу, написанные самостоятельно от готовой интернетовской «продукции», сам факт такой недобросовестной «коммерции» должен настораживать и следует еще раз подумать о необходимых ограничениях. Может быть, даже есть смысл поставить вопрос о законе, регламентирующем использование Интернета, но не нарушающем принципа свободного доступа к информации.
Я далек от мысли о вреде Интернета, который стал великим достижением и неотъемлемой частью нашей культуры, одним из ее носителей. Но так же, например, как ядерная энергетика, он может быть весьма полезным или опасным, если не выработать соответствующих этических ограничений. Мне представляется крайне необходимым сосредоточить определенную долю огромных средств, отпускаемых на развитие Интернета, на проблемах психологии, связанных с этим новым явлением в нашей жизни (особенно, – детской психологии); на выработке определенных рекомендаций провайдерам и вебмастерам; на разработке основ профессиональной интернетовской этики, наконец, на разработке специальных программ, блокирующих проникновение в Интернет пропаганды насилия, порнографии, площадной брани и безграмотности.
|