EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


Компьютерные технологии в работе изостудии музея


Кравчунас Борис Константинович
Руководитель Изостудии Школьного центра , с.н.с.
Государственный Эрмитаж
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34
Тел.: (812)110-90-72
Факс: (812)311-87-56
E-mail: kravchunas@hermitage.ru
http://www.hermitagemuseum.org/

Содержание :

Известно, что компьютер для многих детей в нашей стране стал мечтой, предметом, которым они страстно желают обладать. Действительно, благодаря яркости изображения, способности созданию виртуального мира, динамике дви-жения графических объектов на экране монитора, звуковому оформлению и тому подобным свойствам компьютерных программ и игр, он привлекает внимание де-тей, завораживает своими возможностями.
Ребенок, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, чаще все-го использует компьютер для разного рода игр, которые, как правило, мало ин-теллектуальны, познавательны, и зачастую имеют агрессивное содержание. Раз-вивающих, познавательных, обучающих интерактивных программ на компакт-дисках, предназначенных для детей этого возраста явно недостаточно, так же как и программ, позволяющих самим детям творить, самостоятельно создавая компь-ютерный продукт.
Мы думаем, что одним из средств развития творческой активности детей и их художественного образования могли бы стать специальные компьютерные программы по изобразительному искусству, рассчитанные на разный возраст: 1) интерактивные познавательные и развивающие – для ребенка пассивного пользо-вателя, и 2) различные графические компьютерные программы – для ребенка ак-тивного творца, который сам может создавать компьютерный продукт. В то же время подобные программы могли бы способствовать приобретению компьютер-ной грамотности.
Сегодня существуют студии (обычно на базе школьных компьютерных классов), в которых детей младших классов учат пользоваться компьютером, при-влекая для этого рисование в простейших программах (например, Paint). Но, од-нако, такое обучение не связывается, как правило, ни с историей, ни с теорией, ни с практикой изобразительного искусства. Возможно, подобная методика дает по-ложительные результаты в освоении ребенком компьютера как пользователя, но мы считаем, что она совсем не способствует его творческому развитию в рисова-нии и приобретению знаний об искусстве. Как известно именно в этом возрасте (от 5 до 10 – 12 лет) ребенок рисует красками, карандашами, фломастерами много и охотно без всякого принуждения, постигая окружающую действительность че-рез свое самостоятельное творчество .
Известно, что есть компьютерные студии, в которых старшеклассников обучают работе с графическими программами. Но эта работа, как правило, сво-дится к овладению техническими возможностями той или иной программы, к дос-тижению виртуозных эффектов, которые она может дать.
Для работы со старшими школьниками в более сложных графических про-граммах необходимо много времени на их освоение, а так же на обучение детей знаниям об элементарных правилах и приемах композиции, работы с цветом, объ-емом и формой для того, чтобы они могли творчески использовать возможности этих графических программ. В этом процессе так же важна постановка задачи – от простого к более сложному графическому построению по мере освоения про-граммы. В противном случае – без постепенного, поэтапного обучения, сопрово-ждаемого интересными для подростка упражнениями в виде творческих задач, работа на компьютере в определенной программе может быстро наскучить или перерасти в бесцельную игру, заключающуюся в экспериментировании с разными инструментами и эффектами, заложенными в программе. Кроме того, при состав-лении программы занятий и заданий к ним, надо иметь в виду, что подростковому возрасту присуще желание видеть результат своей деятельности сразу. Хоть ма-ленькая победа, но сей час же, а не через день или неделю!
На сегодняшний день имеется опыт образования детей в изобразительном искусстве в музее. Примером тому могут служить учебные курсы по искусству в Образовательном центре Эрмитажа. Но здесь надо отметить, что такие курсы соз-даются большим коллективом авторов и компьютерных специалистов с использо-ванием сложных технологий, знаниями которых, как правило, не обладает худож-ник, искусствовед, педагог, занимающийся с детьми. Это обстоятельство лишает возможности многие центры, имеющие компьютерную технику, создавать свои, ограниченные теми или иными условиями их существования, программы, отве-чающие их целям и задачам образования детей, в том числе и в музеях.
О практической работе, ведущейся в Изостудии Школьного центра Эрми-тажа, как о первом опыте применения компьютерной техники для работы с деть-ми разного возраста мы и хотели бы поделиться с коллегами.
Ее можно разделить на три части:
1. Работа с детьми непосредственно за компьютером;
2. Использование компьютерных технологий в занятиях с детьми на уроках по изобразительному искусству;
3. Применение компьютера для обеспечения деятельности Изостудии.

1.

Три года назад нами была организована экспериментальная группа «Ком-пьютерная изостудия», которая состояла из учеников, закончивших шестилетнее обучение в Изостудии Школьного центра, и не ставших поступать в художест-венные школы, но оставшихся в музее в «исторических» кружках Эрмитажа. Наш выбор был предопределен следующими причинами:
– Эти дети (12 – 13 лет) не стали поступать в художественные школы и пре-кращали заниматься рисованием активно. Однако, окончив занятия в Изостудии, они уже достаточно хорошо знали язык изобразительного искусства. Компьютер, таким образом, стал для них новым и желанным инструментом для творческой работы.
– Они поступили в эрмитажные кружки и продолжали изучение истории искусства, что лишало их возможности замкнуться только на приобретении тех-нических навыков в компьютерной графике, которые с успехом можно получать в любом другом месте, а не в музее.
– Стремление детей этого возраста к самостоятельному рисованию по раз-ным причинам затухает, и занятие компьютерной графикой позволяет им реали-зовать свои творческие возможности в изобразительном искусстве в другой, при-влекательной для них форме.
– Мы сознательно решили привлечь в нашу студию детей среднего школь-ного возраста, так как знали, что наша программа занятий не сможет дать тех профессиональных знаний и навыков работы на компьютере, которые захотели бы иметь дети старшеклассники, ориентированные, в силу разных обстоятельств, на такой подход к своим знаниям.
Целью создания студии было желание использовать компьютер в занятиях с детьми по изучению изобразительного искусства, результатом которого должно стать умение сделать компьютерный графический композиционный анализ худо-жественного произведения.
Задача студии состояла в том, чтобы научить детей работать в одной из графических программ через их собственное активное творчество.
Занятия в компьютерной студии проходили раз в неделю, полтора часа, и первый год обучения был посвящен освоению инструментов программы Adobe Photoshop, которое шло параллельно с изучением композиции и композиционных приемов в изобразительном искусстве. Работа в студии сочеталась с активной ра-ботой дома (подготовка эскизов для дальнейшего претворения их в компьютер-ную графику) и в залах музея, где рассматривались примеры того или иного ком-позиционного приема в живописи. Результатом учебного года стали коротенькие слайд-фильмы, в которых дети при помощи компьютерной графики делали ком-позиционный анализ специально предложенного для этой работы живописного произведения.
В следующем учебном году дети пожелали продолжить свою работу в сту-дии, и мы решили использовать их знания, накопленные на занятиях в Изостудии и искусствоведческих кружках, а так же знания в компьютерной графике для соз-дания более сложного электронного продукта. Этим продуктом должна была стать интерактивная обучающая программа, задуманная и воплощенная самими детьми. Конечно, мы понимали, что не сможем самостоятельно создать програм-му полностью из-за недостатка времени и знаний по ее сборке. Однако подгото-вить весь графический и текстовой материал одной из частей и, в собранном ком-пьютерными специалистами виде, представить ее как демонстрационную версию, было в наших силах.
Программа называлась "Жанры живописи", и предполагалась быть адресо-ванной детям школьного возраста. Она должна была включать произведения жи-вописи из собраний Эрмитажа и рисунки детей Изостудии Школьного центра, на примере которых ребенок должен узнать характеристики различных жанров, а так же особенности каждого из них и их разновидности.
За год работы дети создали графические изображения необходимых для де-монстрационной версии окон, сделали графический компьютерный анализ неко-торых произведений, сопроводив их текстами, придумали тесты проверки знания представленных для просмотра художественных произведений и подготовили к ним необходимые изображения. В результате дети приобрели не только творче-ский опыт, совершенствуя знания в компьютерной графике, но и опыт, в какой-то мере, научно-исследовательский.
Третий учебный год мы решили посвятить практической работе на пользу Изостудии и ее ученикам. Дети самостоятельно выбирали тему для создания учебного слайд-фильма. Каждый из них писал сценарий, подбирал наиболее вы-разительный изобразительный материал, который затем приводился в надлежа-щий вид. В результате детьми были созданы учебные слайд-фильмы, используе-мые теперь на наших занятиях в изостудии.

2.

Известно, что часто возникают проблемы при объяснении и иллюстрирова-нии детям различных приемов в композиции, особенностей художественных и изобразительных средств и приемов. Так же, зачастую, при разработке тех или иных тем (например, "Рыцарский зал", "Богатыри") не хватает видеоинформации, способной наполнить урок образами и формальным изобразительным рядом, ил-люстрирующим тему. В Эрмитаже, например, Древняя Русь представлена архео-логическими экспонатами, а Рыцарский зал – оружием и доспехами. Но предста-вить лишь со слов преподавателя жизнь богатырей или рыцарские турниры по этим памятникам культуры и искусства маленькому ребенку или школьнику трудно. Большую помощь на занятиях с детьми по теории изобразительного ис-кусства, а так же в качестве иллюстративного материала оказывают специально созданные нами слайд-фильмы.
По заранее продуманному сценарию отдельно (не выводится на экран мо-нитора во время просмотра) готовится письменный материал, раскрывающий те-му урока. Эти сведения необходимы преподавателю как методическое и справоч-ное пособие. Затем собирается и оцифровывается видеоинформация. Часть соз-данных нами слайд-фильмов не имеет такого текстового сопровождения, по-скольку автор строит их по хорошо знакомому материалу. Демонстрация слайд-фильма на уроке сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение с детьми, то есть имеется возможность задавать им вопросы и делать необходимые пояснения и отступления, если вопросы возни-кают у детей. Информация в виде текста на экране мало эффективна, особенно если он состоит из нескольких предложений. Во-первых, скорость чтения у до-школьников и младших школьников невелика, что затягивает просмотр слайд фильма. Во-вторых, текст на экране отвлекает внимание от представляемой на нем информации. И, наконец, самое главное то, что живую речь педагога сложно заменить какой-либо напечатанной информацией, даже если она полно и понятно объяснят детям разного возраста те или иные задачи урока.
Возможности слайд-фильма позволяют демонстрировать детали произведе-ний искусства крупным планом, на весь экран, что, в свою очередь, сосредотачи-вает внимание зрителя на них, не отвлекая, не рассеивая внимания на остальном пространстве картины. Другое достоинство компьютерной иллюстрации лекции по искусству состоит в том, что благодаря программе Adobe Photoshop, есть воз-можность при необходимости трансформировать изображение применять всевоз-можные эффекты для показа в более наглядном виде тех или иных объектов, ком-позиционных приемов и прочего.
Еще одно достоинство слайд фильмов состоит в том, что они создаются в программе Microsoft PowerPoint, которая достаточно проста для освоения любым пользователем, более или менее знакомым с компьютером. Это позволяет созда-вать простейшие фильмы-презентации в виде художественных альбомов, каждый из которых может поместиться на обычной пятидюймовой дискете. Такие элек-тронные альбомы, содержащие отдельные темы по изобразительному искусству (или по любой другой теме, требующей иллюстрации), дают возможность подоб-рать необходимый для лекции наглядный материал, оперативно менять его на бо-лее выразительный, избавляют преподавателя от неудобств, связанных с печат-ными альбомами и слайдами. Слайд-фильмы и фильмы-презентации могут быть незаменимы в художественных школах на уроках по изобразительному искусству и истории искусств, в школах на уроках рисования, там, где нет возможности об-ратиться к подлинникам изобразительного искусства.

3.

Для работы с большим количеством детских рисунков, накопившихся в Изостудии Школьного центра за последние 25 лет (около 2500), специалистами Сектора компьютерной техники Эрмитажа и фирмы "Мебиус" была создана База данных (БД), состоящая из связанных между собой трех отдельных частей: "Ав-торы", "Изображения", "Выставки", которые, в свою очередь тоже представляют собой Базу данных.
Первая часть, "Авторы", содержит сведения о ребенке – анкетные данные, время поступления и окончания студии, примечания, в котором фиксируется дальнейшая судьба выпускника. Там же есть информация о тех его работах, кото-рые участвовали в выставках в течение всего времени занятий ребенка в студии и после ее окончания. Эти работы, в свою очередь, имеют изображение в качестве просмотрового режима и необходимые сведения: название, размер, время созда-ния и перечень выставок, в которых они принимали участие. Все эти данные можно увидеть в одном окне.
Вторая часть, «Изображения», содержит более полные сведения о каждом рисунке, маленькое изображение этой работы в просмотровом режиме, и предос-тавляет возможность вывести на экран монитора большое изображение, храня-щееся в оцифрованном виде в этой части БД.
Третья часть, "Выставки", содержит полные сведения о выставках, в кото-рых принимала участие Изостудия и перечень рисунков (инвентарные номера), принимавших участие в той или иной выставке.
Все три части связаны друг с другом определенными данными (код автора, инвентарный номер работы, код выставки и др.), посредством которых пополня-ется информация каждой из частей.
На сегодняшний день в БД введены сведения о 669 учениках, занимавшихся в Изостудии в последние 25 лет. Так же оцифровано и введено в БД около 450 ри-сунков детей.
Обладание БД позволяет систематизировать имеющуюся в ней тестовую и видеоинформацию в зависимости от наших интересов, начиная с любого рода списков и кончая формированием тематических выставок.

Кроме заполнения и использования БД как электронного продукта, в Изо-студии производится следующая работа по обслуживанию ее деятельности с по-мощь компьютерных средств.
Подготовка всего необходимого для организации и проведения выставок: электронные каталоги, списки, этикетки, буклеты, пресс-релизы, аннотации, при-гласительные билеты (программы Adobe Photoshop, PageMaker, Word).
Компьютерная верстка и издание методических пособий и разработок ма-лым тиражом (на принтере) для собственных нужд Изостудии и Школьного цен-тра.
Силами студии подготовлены все материалы для электронной презентации Изостудии, которая собрана в программе Director Player инженером Компьютер-ного класса Школьного центра. Создана программа «Петр I глазами детей», кото-рая рассказывает о жизни Петра Великого, представленной в рисунках детей Изо-студии (собрана специалистом Компьютерного класса в SBT-Express).
Общение с помощью электронной почты с коллегами и передача текстовой и изобразительной информации партнерам в другие музеи и организации России и мира.
Всевозможная канцелярская работа, связанная с деятельностью Изостудии.

Обобщая наш опыт применения компьютерных технологий в работе с деть-ми, можно с уверенностью сказать, что такая практика расширила возможности студии, не исключив, в то же время, традиционной работы с детьми: занятия в студии и в залах музея. Тем не менее, появление компьютера в Изостудии про-явило ряд проблем. Во-первых, у преподавателя появляется насущная необходи-мость самостоятельного изучения программ, так как в штате студии нет компью-терного специалиста. Такая ситуация типична, когда специалист в одной области не может реализовать свои знания и опыт из-за того, что зависит от знания техно-логии в другой области деятельности. Ситуация выглядит так: сам придумал, су-мей сам воплотить. Поэтому в своих творческих планах приходится полагаться только на свой компьютерный опыт и знания. Во-вторых, возникает проблема с занятостью, так как реализация в жизни всех планов и начинаний, связанных с компьютерным претворением их в жизнь, требует много времени и сил.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо