Молодежная медиатека в Московском библиотечно-инфомационном центре по искусству и культуре. (Концептуальные подходы к проектированию). | Малышкина Галина Ивановна Директор Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова Адрес: Москва, ул. Сущевская, д. 14 Тел.: (095) 978-12-05
|
Колегаева Светлана Дмитреевна Содержание : Создание широкой сети медиатек, включая и молодежные, в составе публичных библиотек – объективная потребность, продиктованная необходимостью не только обеспечить плавный достаточно массовый приход прежде всего молодежи в современную информационную среду, но и ускорить процесс формирования в России информационного общества.
Однако библиотечному сообществу известны лишь отдельные случаи создания медиатек в общедоступных библиотеках России: в городах Нижневартовске, Перми, Москве и т.д. Наиболее часто упоминается в специальной печати Москва, в которой уже (с середины 90-х годов) функционируют медиатеки в Киевской и Кунцевской ЦБС, в библиотеках им.Л.Н.Толстого, им. И.С.Тургенева.
Однако концепция и программа развития этого нового для России типа публичных библиотек, как это наблюдается во Франции, до сих пор отсутствует. Более того, и отечественными библиотековедами не сделано ни одной попытки теоретического осмысления функционально-типологических особенностей медиатек, их роли и места в библиотечно-информационной системе страны. До сих пор не разработаны концептуальные подходы к созданию молодежной библиотеки-медиатеки (МБ-М) как особого образования, имеющего свою специфику и отличные от других медиатек характерные черты.
При разработке концепции молодежной библиотеки-медиатеки в составе библиотечно-информационного центра по проблемам искусства и культуры мы опирались на следующие обстоятельства: молодежь в составе населения Москвы составляет более 20%. Кроме того, в столице сосредоточено значительное количество учебных заведений гуманитарно-художественной направленности, что существенно увеличивает молодежную аудиторию, ориентированную на информацию в области культуры и искусства. С другой стороны, хотя среди читателей московских библиотек, молодежь составляет заметную группу (например, в ЦАО до 40%), но не меньшая часть молодежи почти не читает книг, так как ориентирована в основном на видеокультуру и современные информационные технологии.
Неслучайно в Москве проживает половина российских пользователей Интернет, численность которых на начало 2000 года достигла 1,5 млн. человек. Они составляют 62 % всех москвичей старше 16 лет. Привлечь эту часть молодежи в традиционные библиотеки становится все труднее и труднее. Это создает объективную потребность в развитии нового типа библиотек – библиотеки-медиатеки, ориентированной на молодежную аудиторию.
Молодежная библиотека-медиатека развивается как комплексное библиотечно-информационное учреждение, сочетающее и использующее в своей деятельности новые информационные средства, мультимедийные технологии, нетрадиционные носители с традиционными печатными, включая и литературу, ориентирующую молодежь в фото- и видеоискусстве, кино и телевидении, компьютерной графике и моделировании и т.д. Благодаря этому молодежная библиотека-медиатека будет способствовать не только более комплексному и гармоничному развитию молодого поколения, но и вовлечению в свою пользовательскую среду нечитателей, у которых отсутствует опора на письменный текст и имеется односторонний повышенный, интерес к аудио-визуальным видам и продуктам деятельности.
Более того, часть молодежи, благодаря предоставлению аудио-визуальных документов (АВД) во временное пользование, сможет корректировать свои личные собрания, используя библиотечные АВД в домашних условиях. Благодаря такой поливалентности источников и каналов информации МБ-М станет своеобразным полигоном отработки новых технологий обработки информации, гармонично соединяющей в себе текст, изображение, звук, освоения новых мультимедийных технологий и программ (PowerPoint, Toolbook, HyperMethocl и др.), медиатизации библиотечно-информационных процессов.
Для обеспечения гармоничного развития и преемственной восприимчивости новым поколением всех социальных видов деятельности, а также в целях стимулирования индивидуальной и общественно-культурной активности молодежи МБ-М будет развиваться как современный информационный центр, опирающийся не только на собственные ресурсы, но и широко используя сетевые технологии и Интернет, обеспечивающие публичный доступ к ресурсам Москвы (в т.ч., к информационной системе «Молодежь»), России, мира, прежде всего по проблематике культуры, искусства, образования, семьи, дома, хобби и т.д.
Будучи муниципальным учреждением МБ-М позволит обеспечить молодежи бесплатный (или за ограниченную цену) доступ к материалам в стенах самой медиатеки, превратится в реальный культурно-досуговый молодежный центр, реализующий потребности своей аудитории не только в рекреационной и познавательной деятельности, но, что особенно важно для молодежи, в самореализации и самовыражении.
В связи с этим, одной из особенностей МБ-М станет ее ориентация на молодежные аудитории, объединенные общими интересами, формирование и поддержание функционирования различных любительский объединений. Специфической задачей именно МБ-М станет вооружение молодежи знаниями, умениями и навыками в области кино, фото-и видеоискусстве, сценарного и операторского мастерства, а также восстановления и реставрации АВД.
Учитывая существенную долю молодежи, обучающуюся в учебных заведениях гуманитарно-художественной направленности, а также то обстоятельство, что стандартная школьная программа крайне бедна культурологическими и искусствоведческими дисциплинами, а имеющиеся в учебных планах предметы слабо информационно-методически обеспечены, МБ-М должна стать еще одной уникальной точкой дополнительного художественного образования молодежи, ее приобщения к миру культуры и искусства на основе сбалансированного использования различных информационных средств.
Имеющиеся в распоряжении МБ-М ресурсы, даже дополненные сетевыми возможностями явно недостаточны для персонализации развития диалоговых форм общения. В этой связи, учитывая предельную насыщенность ЦАО г. Москвы разнообразными учреждениями культуры, искусства, образования, МБ-М будет кооперировать свои ресурсы, ориентируя свою деятельность на разнообразные совместные проекты и акции, широкое вовлечение и привлечение к мероприятиям МБ-М интеллектуальных, информационных ресурсов этих учреждений.
Перечисленные выше задачи и направления деятельности МБ-М требуют принципиально иных, отличных от традиционной библиотеки, структур, технологий, системы управления, продуктовой политики.
Концепция услуг центра будет базироваться на следующих принципиальных положениях:
- опора на различные информационные средства;
- взаимодополняемость видеокультуры и книжной культуры;
- свободный доступ к информационным ресурсам;
- консультационная помощь на месте по всем направлениям для интенсификации процессов самоинформирования и самообразования;
- использование активных форм культурно-познавательной деятельности;
- развитие спектра услуг, ориентированных на самореализацию и самовыражение;
- широкое продвижение продукции и услуг МБ-М, трансляция технологических инноваций в библиотеки России;
- формирование комплекса услуг, направленных на информационное сервисное обеспечение преподавателей дисциплин гуманитарно-художественного учения;
- видовое разнообразие услуг, проведение политики, обеспечивающей максимальную адаптацию МБ-М к рыночным условиям.
|