EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


Детская библиотека в электронной среде: приобретения и потери.


Стрелкова Елена Валентиновна
Администратор системы баз данных ЛОДБ
Ленинградская областная детская библиотека
Адрес: 194021, С.-Петербург, пр. Тореза, д.32, ЛОДБ
Тел.: (812) 247-11-05
Факс: (812) 552-33-17
E-mail: lodb@rcl.spb.ru
www.deti.spb.ru

Содержание :

Одним из средств развития современной библиотеки является ее деятельность по реализации проектов. Их масштаб и содержание во многом определяются статусом библиотеки, социокультурной ситуацией вокруг нее и достигнутым в обществе уровнем информационной культуры. Ускорение темпов внедрения компьютерных технологий в повседневной жизни ведет к осознанию необходимости модернизации системы услуг в библиотеках на межотраслевом и межведомственном уровне. Их читатели, становясь пользователями, уже сегодня могут обращаться к различным машиночитаемым материалам в прямом и удаленном доступе, минуя привычные пути получения информации. По определению ЮНЕСКО, в глобальном масштабе формируются информационные мегаполисы и зоны информационной изоляции, где библиотечные системы вне электронной среды не обеспечивают необходимых условий реализации права на информацию. Это делает неравными стартовые позиции в образовании, личностном становлении, профессиональной деятельности и самореализации информационно бедных и информационно богатых. Развитие информационно-поискового пространства включает в себя гармонизацию его составляющих. При этом компьютерные технологии делают доступными как содержание фондов отдельной библиотеки, так и средства навигации вне ее. Сохраняя традиционные библиотечные фонды: документы на бумажных носителях, диафильмы, слайды, грамзаписи, видеокассеты, компакт-диски и развивая систему каталогов и картотек, детская библиотека в ходе информатизации создает "мосты" для новых качеств библиотечной деятельности в электронной среде. В этом предпосылка создания тематических информационных комплексов, содержащих электронные ресурсы для детей. Наибольшую трудность в формировании проблемно-ориентированных баз данных, дающих возможность приобщения к культурному наследию одновременно с получением навыков информационно-библиотечной культуры, составляет выработка позиции по их лингвистическому обеспечению. Многовекторное пространство культуры может быть индексировано различными способами. Классификация и систематизация составляющих библиотечных фондов ведется на основе стандартов и правил. С развитием электронной среды они дополняются требованиями форматов, протоколов и профилей для управления потоками метаданных в доступе к информации. Пользователь вынужден учиться ориентироваться в многообразии информационных систем, среди которых не все являются библиотечными, но предоставляют механизмы эффективного поиска, построенные на основе классических и современных научных дисциплин. Разрыв между лингвистической поддержкой пользователя в библиотечных системах и другими составляющими киберпространства существует объективно и не будет устранен в будущем. Для детей-читателей всегда будет актуальна работа по адаптации их к условиям информационнно-поисковой среды, обеспечение их права на информацию и защита от избыточной, неполной и недостоверной информации. Схема построения моделей информационного поведения строится в использовании систем поиска через систему знаний. К специфике деятельности детских библиотек относится необходимость создания методик синхронного ведения локальных баз данных с их отражением на страницах в Интернет с элементами электронной библиотеки. Вести эту работу, адресуя электронные ресурсы пользователям различных категорий, целесообразно в единой и органичной системе индексации. В детских библиотека построение библиотечно-информационных систем в отсутствие национальной системы Авторитетных/нормативных файлов возможно только на макетном уровне, с большим количеством издержек и упрощений. Принятые методические решения в перспективе предстоит многократно пересматривать, принимая решения о трудоемких корректировках имеющихся баз. Понимая это, Ленинградская областная детская библиотека (ЛОДБ) в ходе информатизации максимально использует возможности получения методической помощи в ведущих библиотеках страны, участвует в отраслевых конференциях и семинарах различного уровня. В текущем году участие ЛОДБ в Пятой конференции АДИТ стало началом изучения опыта и достижений в сфере предоставления услуг в музейной отрасли, для которой справедлива единая с библиотеками система требований по соблюдению форматов данных и ведения Авторитетных/нормативных файлов, утвержденных в отрасли культуры. Практика включения новых ресурсов в библиотечные фонды (от приобретения CD-ROM до создания развитых систем проблемно-ориентированных баз данных) ведет к осознанию эффективности взаимоиспользования ресурсов многослойного телекоммуникационного пространства. В различных учреждениях культуры и образования ведется работа по информатизации, часть которой адресована детям. И в этом предпосылка создания тематических информационных комплексов, например, совместная работа в создании электронных ресурсов для детей. Решение такой задачи предполагает системный подход на основе интегрированной проектной деятельности. Для детских библиотек в этой работе отражается их специфика: поддержка ребенка в его читательском развитии и поиск путей разрешения проблем детства в сотрудничестве со специалистами из других отраслей. "Что будут читать дети XXI века?" - так называлась конференция детских библиотек России и СНГ, проходившая в Санкт-Петербурге в июне 2001 года в рамках Международной книжной ярмарки "ФОЛИАНТ - БЕЛЫЕ НОЧИ". В конференции вместе с библиотекарями участвовали писатели, издатели, представители науки. В их выступлениях не было противопоставления электронных и бумажных носителей в приобщении детей к чтению. Участники конференции признали важной задачу многовариантного представления литературы в различных средах для расширения средств доступа к ней читателей. Деятельность библиотек для детей в условиях информатизации приводит к освоению таких областей, как теория и практика в сферах информационной экологии, правовой культуры, защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Фонды этих библиотек формируются и для решения педагогических задач, поэтому работа по раскрытию их содержания служит гуманизации электронных ресурсов библиотек и киберпространства в целом. Проблемы социализации детей в условиях развития Интернет только изучаются, а пути их разрешения ищутся экспериментально и параллельно с экспансией всей совокупности индустрии потребления электронных товаров и услуг, обращенной к детям. Открытость информационных потоков для незащищенного пользователя содержит угрозу манипулирования сознанием. В противовес этому позитивная деятельность различных учреждений и институтов, адресованная детям в системе взаимосвязанности и взаимодополнения позволяет создавать "зоны информационной экологии". Такие комплексы машиночитаемых материалов могут быть локальными для распространения в системе дошкольного и школьного образования. Их можно сочетать с отражением профессиональной деятельности специалистов в материалах для удаленного доступа через точки выхода в Интернет. Практический опыт ЛОДБ включает в себя предоставление электронных ресурсов пользователям в локальном и удаленном доступе. Несколько библиотек Ленинградской области и Санкт-Петербурга используют в своей работе базы данных, созданные в ЛОДБ, и обеспечивают доступ к ним своих читателей. Есть опыт включения машиночитаемых материалов библиотеки в курсы обучения специалистов и школьный курс информатики. Актуализация и пополнение переданных материалов производится в системе проводимых в ЛОДБ семинаров-практикумов для участников региональных проектов по информатизации детских библиотек. Пилотный проект, предваряющий эту работу, был поддержан МК РФ в 1997 году. Для удаленного доступа к машиночитаемым ресурсам библиотечного характера силами ЛОДБ в сотрудничестве с ЗАО "НПО РУСНЕТ" с 1998 года ведется Региональный сайт детских библиотек. В 2000 году с окончанием работ по подключению библиотеки к каналу волоконно-оптической связи (участие в Российском проекте "Интернет" ИОО/Фонд Содействия) стала возможна техническая модернизация сайта, позволяющая организовать индексацию элементов в базе данных в режиме on line в единой системе с лингвистическим обеспечением Электронного каталога ЛОДБ. Эта работа начата в конце 2000 года и включена в число инновационных проектов российских библиотек (поддержка МК РФ в 2000-2001г.г.). На основе компьютерных технологий библиотека оказывает услуги не только читающим, но и нечитающим детям. Первоначально их интересы связаны с играми на CD-ROM и в Интернет, распечаткой с дискеты текста, рисунка, фотографии, поиска информации на небиблиотечных сайтах, Детям нужен доступ к электронной почте, услугам сканирования, оцифровки звука и т.д. В библиотеке они впервые встречаются с формами читательского творчества в электронной среде. Оперативная информация, интересная детям и предоставляемая на страницах сайта, может быть востребована удаленными пользователями различных категорий анонимно и без оформления читательского билета. Одновременно с формированием зоны дорегистрационного обслуживания свободного потока пользователей, который включает в себя и взрослых, сохраняется единство библиотечного пространства в обслуживании читателей при доступе их к библиотечным электронным ресурсам. Такая практика позволят в большей степени познакомить посетителей библиотеки с ее возможностями, привлечь детей к сотрудничеству с библиотекарями, заинтересовать их в получении новых знаний. Новые качества деятельности детских библиотек в условиях освоения электронной среды намного увеличивают нагрузку в работе специалистов, повышают опасность превращения библиотеки в досуговое учреждение и подмены содержания ее деятельности универсальным обслуживанием по доступу к удаленным базам данных. Сегодняшний уровень социального статуса детского и школьного библиотекаря часто приводит к тому, что библиотека теряет специалистов, овладевших новыми технологиями и получивших возможность работать вне бюджетной сферы, используя свои профессиональные качества. При этом и вопреки всему детская библиотека в современных условиях может и должна быть точкой доступа к миру чтения и информации через систему знаний, которая формируется ее информационно-поисковым пространством. Легальное использование программ и программных продуктов, обеспечение условий информационной экологии в создании и предоставлении информации, ответственность в соблюдении авторских прав, защита интеллектуальной собственности библиотекарей и читателей могут стать важными факторами повышения уровня информационной культуры в обществе и предпосылкой сохранения интереса к чтению независимо от формы предоставления источников. Стрелкова Е.В., Администратор системы баз данных Ленинградской областной детской библиотеки


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо