Образное и без-образное в создании электронных визуальных изображений | Опара Владимир Алексеевич Председатель правления, координатор художественных проектов Творческое объединение художников Экспериментальных Технологий. Московская Региональная Общественная Организация. Адрес: 113184 Москва, Климентовский пер., 6 - 30 Тел.: (095) 110-0940, 951-63-77 Факс: (095) 110-0940, 951-63-77 E-mail: focom@dol.ru museum2020@dol.ru http://www.museum2020.ru; http://focom.www.ru
|
Майя Опара, О’пара-студия Содержание : Наше небольшое сообщение касается очень, на наш взгляд, большой проблемы.
Начнем с истории и некоторых пояснений. О’пара-студия – это Владимир и Майя Опара. Мы художники-практики и не думали, что обратимся к преподаванию. У Владимира опыт преподавания был: в детской студии - 1976-1978 год и в школе современного искусства “Свободные Мастерские” для молодых художников – 1993-1994 год. Вместе, как коллективный преподаватель, мы до 1999 года не преподавали. Все началось с того, что на наших выставках к нам подходили зрители и спрашивали - где этому можно научиться. Имелось в виду современное искусство в полном его объеме. То есть фотография, видеоарт, фотографика, компьютерная графика, web-дизайн, интердисциплинарные формы. Так мы столкнулись с проблемой “где этому можно научиться”. Мы стали интересоваться, действительно, где этому можно научиться? Выяснилось: практически нигде. Мы, являясь, создателями и кураторами ежегодного Московского Международного ON-LINE фестиваля, постоянно работаем с “компьютерными” художниками, обсуждаем представленные работы. Мы видим сильные и слабые стороны “нового искусства”. В каких-то случаях мы невольно выступаем в роли “коллективного учителя”. Поэтому – это получилось как-то само собой, мы были приглашены к участию в работе жюри детского фестиваля компьютерной графики и в этом же, 1999 году, поехали в Компьютерный лагерь, где провели занятия “Компьютер – инструмент художника. Азбука современного искусства”. Таким образом, с 1999 года, по сегодняшний день, мы проводим занятия в течение года в О’пара-студии и летом проводим Компьютерный лагерь. В 2001 году мы провели Компьютерный Лагерь совместно с Московским Государственным Университетом Культуры и Искусства. Постоянно соприкасаясь с различными структурами, связанными с преподаванием компьютерной графики и web-дизайна, мы во всей полноте увидели проблему “образного и без-образного в создании компьютерной графики и web-дизайна”.
И так суть проблемы на примере создания web-страниц.
Сегодня работа в Интернет становится вполне обычным делом. Библиотеки, музеи, Вузы, школы, учреждения культуры имеют или стремятся иметь свои Интернет-страницы.
Чтобы создать Интернет-страницы, необходимо этому научиться. Научение этому почти всегда носит технический характер. На наш взгляд отсутствие в обучении важной составляющей – визуальной культуры, художественности – очень влияет на качество русского Интернета.
Задавшись целью научить создавать web-страницы, нужно понимать, что web-страницы не что иное, как система визуальных изображений, созданных на компьютере, включающая в себя тексты, графику, звук, анимацию, несущая смысловую, образную нагрузку. Из этого следует, что создателю web-страниц необходимо знать основные принципы построения визуальных изображений, обладать художественным вкусом, уметь создавать системы образов. В русском языке слово безобразное означает некрасивое, отвратительное, неприятное, дисгармоничное. Слово безобразное происходит от без-образное, то есть указывает на отсутствие образа. Человеку, по его сути, даны чувства гармонии, ритма, равновесия, человеку дано уникальное качество – образное восприятие мира. Очевидно, вне системы образов создать интересные web-страницы невозможно.
Когда создатель web-страниц говорит: - я умею пользоваться определенными программами для создания сайта, но я не умею рисовать, я не художник и в принципе можно обойтись без “художеств”, - то он сильно заблуждается. Без знания законов композиции и цвета web-страницы получаются безвкусными, безобразными. Попытка калькировать какие-либо известные сайты, без понимания основ, приводит к созданию “серых”, неоригинальных, а иногда и карикатурных сайтов.
Культурный, образованный человек, взявшись за создание web-страниц, должен потратить определенное время на изучение основных принципов и закономерностей построения визуальных изображений. Не надо бояться быть чуть-чуть художником. Это вполне доступно, и ни какого отношения, например, к академическому рисованию не имеет. Существует определенная литература, вполне доступная для понимания. Например, Ричард Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”. Или вышедшая в 1999 году весьма полезная книжка Дмитрия Кирсанова по web-дизайну. Существует наш Летний Компьютерный Лагерь, где в течение 2-х, 3-х недель работают группы школьников, студентов и молодых специалистов. Например, этим летом 6 молодых работающих специалистов, прошли 72-х часовой курс, и получили Университетские дипломы государственного образца о дополнительном образовании “Компьютерная графика, web-дизайн”.
Обозначенная проблема представляется нам очень важной и актуальной.
Сказанное выше имеет отношение и к компьютерной графике в целом.
В заключение своего сообщения мы еще раз хотим подчеркнуть, что необходимо оставаться в пространстве культуры, сохранять и поддерживать его. Мы готовы к сотрудничеству в решении этой проблемы. Наши координаты:
113184 Москва, Климентовский переулок, 6-30,
телефон (7-095) 110-09-40, e-mail: focom@dol.ru
|