EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


Проблемы информатизации музеев Кемеровской области


Бледнова Наталья Сергеевна
Зав. отделом НИТ
Кемеровский областной музей изобразительных искусств
Адрес: г.Кемерово, пр. Советский, 48
Тел.: (3842)-36-44-90
Факс: (3842)-36-45-32
E-mail: museum@history.kemsu.ru
www.history.kemsu.ru/izo

Юматов Константин Владимирович<
BR>
Кемеровский областной музей изобразительных искусств

Содержание :

С чем у россиян ассоциируется слово Кузбасс? Уголь… Шахты… Аман Тулеев. К великому сожалению, многие жители Кемеровской области ответили бы также Развитие угольной, химической, металлургической промышленностей привело к созданию городов Кузнецкого бассейна, в основном, как промышленных центров с огромными производственными фондами, но недостаточно развитой социально-культурной сферой. Только во второй половине ХХ в. началось интенсивное формирование высших учебных заведений и культурных учреждений. Этот фактор и определил современное состояние культуры региона. В отличие от соседних городов - Новосибирска, Красноярска и Томска - в области не существовало развитых историко-культурных традиций, вокруг которых формируется культурная сфера региона. Формирование малых городов области происходило, как правило, вокруг одного завода, фабрики, одной или нескольких шахт. Порой городские музеи «вырастали» из музеев трудовой славы предприятий и находились под «опекой» предприятий. Совершенно очевидно, что благополучие городов и, конечно, учреждений культуры, зависело от успехов и неудач в деятельности градообразующих предприятий.
В пореформенный период сектор культуры Кузбасса был потрясен внешними проблемами, лежащими вне сферы его влияния: экономическими невзгодами, связанными с переходом к рыночной экономике, дестабилизацией источников финансирования отрасли, а также были усилены местными условиями в связи с депрессивным состоянием ведущей отрасли региона – угольной. Вполне естественно, в такой ситуации и населению и власть предержащим было не до развития культуры.
Ситуация незначительно стала меняться только в конце 1990-х годов. Наметилась позитивная тенденция возрастания интереса населения к деятельности учреждений культуры. Но, к сожалению, эта тенденция основана, по большому счету, на энтузиазме и подвижничестве работников культуры, и почти не подкрепляется финансовым обеспечением со стороны государственных структур. И все же, несмотря на тяжелые экономические условия, не закрылся не один маленький районный музей. Более того, создаются новые, оригинальные, своеобразные и даже, в какой-то степени, уникальные. Свободные от идеологического давления, они имеют сегодня больше возможностей для развития, чем историко-краеведческие, формировавшиеся в условиях строгой регламентации музейного строительства и потому похожие друг на друга. Среди довольно молодых и динамично развивающихся можно назвать «жемчужину» кузбасских музеев, обладателя титула «Лучший провинциальный музей-98» – историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница». Это уникальный даже для России музейный комплекс под открытым небом, сформированный вокруг памятника первобытного наскального искусства. Несколько музеев созданы на волне подъема национального самосознания коренных народов края при участии специалистов-этнографов Кемеровского госуниверситета: экомузей «Тазгол» - комплекс памятников духовной и материальной культуры коренных шорцев и русских переселенцев, историко-этнографический экомузей «Чолкой», археологические и этнографические коллекции которого представляют материальную и духовную культуру телеутов. В Юрге успешно работает единственный в стране музей детского искусства народов Сибири и Дальнего Востока. В Новокузнецке создан историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», а в Кемерово в исторической части города в этом году официально открылся историко-архитектурный музей «Красная горка», название которому дало расположенное неподалеку место, где в XVIII в. был найден каменный уголь. Используя новые формы работы, эти музеи достигают определенных успехов в традиционных видах музейной деятельности – просветительской, выставочной, исследовательской, издательской.
Есть отдельные достижения и в сфере применения информационных технологий. В крупных городах (речь идет о Кемерове и Новокузнецке) компьютеризированы все музеи, три музея в области – Кемеровский областной изобразительных искусств и Новокузнецкие краеведческий и художественный – используют систему КАМИС, Кемеровский краеведческий музей работает на АИС-Музей 2, «Томская писаница» и музей Кемеровского госуниверситета «Археология, этнография и экология Сибири» имеют собственные автоматизированные системы учета фондов. Три музея (Кемеровский ИЗО, музей университета и «Томская писаница») имеют представительство в Интернет; при этом наметилось понимание того, что создание общих ресурсов по культурному наследию, в которых участвуют несколько организаций гораздо интереснее и эффективнее, чем создание отдельных. Так, в Новокузнецком краеведческом музее создана на CD электронная музейная карта города, а сотрудники Кемеровского музея ИЗО в настоящее время заканчивают проект виртуальной экспозиции «Музеи Кузбасса. Избранное», которая будет представлять самостоятельный сайт – расширенный путеводитель по музеям области.
Однако, несмотря на некоторые сдвиги, в целом довольно явственно просматривается отставание кузбасских музеев в области применении новых гуманитарных и аппаратных технологий. К сожалению, музейщики Кемеровской области еще не вполне четко представляют себе возможности современной компьютерной техники и не работают с ней. Далеко не во всех музеях существует внутренняя потребность автоматизации фондов. Применение автоматизированных систем в малых музеях с небольшим количеством единиц хранения и не слишком интенсивной выставочной деятельностью никак не уменьшит работу хранителя, который наизусть помнит все свои фонды и не оформляет каждый день большое количество документов. Скорее наоборот, автоматизация прибавит работы по занесению информации о предмете в БД. Остается так называемая «внешняя» необходимость автоматизации – для представления коллекций в Интернет. Но это же надо так убедить сотрудника музея в пользе! Но о пользе далее.
На данную ситуацию влияют такие факторы, как: недостаток квалифицированных кадров; ограниченность (прежде всего из-за отсутствия доступа в Интернет и средств на командировки) информации о возможностях использования новых информационных технологий и других актуальных форм работы в музее, слабое материальное обеспечение провинциальных музеев, консерватизм музейной жизни. В последние годы проводилось достаточно много конференций посвященных этой тематике. Но сибирские музейщики почти не имеют возможности участвовать в них, так как проходят они в основном в центральных городах России. Кроме того, большинство кузбасских музейщиков не имеет информации о существовании сетевых профессиональных объединений, таких как АДИТ и АМР. Еще печальнее факт, что некоторые из них не видят для себя необходимости вступать в такие организации, предпочитая в одиночку решать насущные проблемы своего музея. Отсутствие сетевого мышления, столь необходимого в наши дни, не позволяет объединиться для решения совместных задач специалистам из музеев одного города, или соседних городов, расположенных рядом.
В сибирской глубинке в настоящее время достаточно много инициативных и творческих людей. Но многим из них не хватает знаний и навыков работы в новых условиях, а главное – не хватает навыков владения современными технологиями продвижения культуры. В связи с этим необходима организация и проведение специальных мероприятий, главной задачей которых стали бы различные формы и методы обучения, просвещения и включения в общероссийские процессы кузбасских работников сферы культуры.
Большинство музеев области – краеведческие. Их коллекции пополнялись, в основном, закупками и дарами жителей области. А население Кузбасса формировалось как некий конгломерат всех социальных слоев и национальностей, представители которых в разное время были добровольными или вынужденными переселенцами. Передавая семейную реликвию либо просто старую вещь в музей, «источник поступления» и сам не помнит, откуда эта вещь появилась в доме, где она была приобретена, и тем более ее происхождение и время изготовления. Сотрудники небольших музеев, порой не имеют возможности квалифицированно атрибутировать такие предметы. Поэтому часто лучшие предметы фондов, даже при наличии клейма, или другого опознавательного знака не атрибутированы: неизвестно дата и место изготовления, изготовитель, место бытования, легенда. В таком случае, размещение информации в Интернет позволит не только сделать доступными неизвестные коллекции малых музеев, но и привлечь внимание специалистов из других музеев для решения проблем атрибуции. К тому же применение новых технологий позволит создавать интегрированные информационные системы, каталоги коллекций разных музеев.
Компьютер в музее может стать дополнительным фактором для привлечения детей и подростков. Формы такой работы могут быть разными. В качестве варианта авторами данной работы была разработана концепция «Интернет-галереи» для провинциального музея. И сегодня эта концепция получает реальное воплощение в Кемеровском музее ИЗО
Понимая объективность тех затруднений в компьютеризации и информатизации, которые стоят перед музеями области, особенно теми, которые находятся в значительном отдалении от крупных населенных пунктов, сотрудники отдела новых информационных технологий Кемеровского музея изобразительных искусств выступили с инициативой создания областного межмузейного информационного центра (МИЦ), который позволил бы сконцентрировать материальные ресурсы, кадровый потенциал и осуществлять координационную и методические функции.
Первый этап деятельности по созданию центра можно оценить двояко. С одной стороны, реальной организации создать пока не удалось. Причин много - отсутствие организационной поддержки со стороны администрации разного уровня, отсутствие техники, кадров - коротко их можно саккумулировать, перефразировав знаменитое ленинское определение революционной ситуации – «верхи не хотят, а низы не могут». Самое главное – нет пока понимания, зачем заниматься информатизацией. Поэтому, в другой стороны, стало ясно, что без длительной организационной и «просветительской» работы центр создать невозможно. Первые шаги на этом пути уже сделаны. Важным этапом стала конференция 1999 г., посвященная 30-летию нашего музея «Провинциальный музей: новые формы работы», на которой впервые в Кузбассе работала секция «Новые информационные технологии в музее». При поддержке института «Открытое общество» по программе «Сибирские культурные инициативы» была создана база данных по музеям Кемеровской области и выпущен справочник «Музеи Кузбасса» – первое подобное издание в области.
В настоящее время ведется работа над двумя проектами: упоминавшаяся выше виртуальная экспозиция и подготовка проектно-аналитического семинара «Стратегии информационной деятельности учреждений культуры Кузбасса». В процессе подготовки выставки мы имели возможность познакомиться с сотрудниками и коллекциями большинства музеев области и оценить реальную ситуацию в музейной сфере Кузбасса. Сайт будет первым опытом презентации широкому кругу российских пользователей культурного наследия Кузбасса, хранящегося в музеях. Семинар поможет объединить усилия музейных работников области в сфере информатизации и определить единую стратегию. Это крайне необходимо в условиях информационного голода сибирской глубинки. В планах нашей инициативной группы – выпуск второго, дополненного и переработанного издания справочника «Музеи Кузбасса» и создание его электронной версии. Мы думаем, что комплекс этих мероприятий рано или поздно приведет к осознанию музейным сообществом области необходимости создания информационно-ресурсного центра в сфере культуры, что обеспечит дальнейшее продвижение и, хотелось бы надеяться, воплощения этой идеи.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо