Вклад сетевых сообществ в образование | Патаракин Евгений Дмитриевич Зав. лабораторией учебных коммуникаций Институт программных систем РАН Адрес: 152140 Ярославская обл., г. Переславль-Залесский м. Ботик Тел.: (085-35) 98025, 98-038 Факс: 08535 20593 E-mail: pat@uchcom.botik.ru http://uchcom.botik.ru/
|
Содержание : Современный мир становится все более единым. На наших глазах происходит слияние различных технологий, областей знаний, политических и национальных систем, слияние различных способов коммуникации - газет, радио, телевидения ( ). Тенденции таковы, что в ближайшее время подавляющее большинство коммуникаций между людьми будут происходить при участии компьютеров и компьютерных сетей. Таким образом, изучение сетевых сообществ это - изучение основной формы человеческих сообществ ближайшего будущего. Во всем мире существуют исследовательские программы и предпринимаются практические шаги, направленные на построение сетевых сообществ на базе не только центров образования, науки и культуры, но и целых городов. В России перспективы развития и использования учебных сообществ в 2001-м году обсуждаются в рамках нескольких сетевых конференций. Отметим только секцию августовского сетевого педсовета "Сетевые сообщества и их вклад в российское образование" и форум, посвященный вопросам построения on-line сообществ IATP.
Интерес к новым формам организации обучения связан с тем, что окружающий нас мир меняется все быстрее и сами принципы обучения подвергаются серьезному переосмыслению. Школы создавались в информационно бедном обществе, с тем, чтобы дать детям доступ к информации через книги и рассказы учителя. Уже в середине 20-го века эту информационную функцию взяли на себе другие информационные каналы, расположенные вне школы - радио, телевидение, и между школой и обществом возник информационный разрыв.
Обучение все чаще рассматривается как активный процесс выдвижения и проверки собственных гипотез о мире, как важнейшая адаптивная функция человека и человечества, которая помогала ему выжить, и может обеспечить его успешное существование в столь быстро изменяющемся мире. С этой точки зрения пространство образования и обучения оказывается значительно шире, чем рамки формальных учебных заведений. Обучение происходит в самых разных местах и ситуациях, оно не ограничивается временем, проведенным в учебных аудиториях. Такое прочтение ситуации, с одной стороны, позволяет увидеть огромный потенциал научных и культурных центров, который ранее не воспринимался как образовательный. С другой стороны, такое прочтение позволяет увидеть ту огромную ответственность, которая лежит на современном образовании, клиентами которого становятся все жители нашей планеты. Не случайно Ян Виссер вводит термин "андрогогика" - подчеркивая тем самым необходимость обучать не только маленьких, но и взрослых. Перед лицом этой новой ответственности Школы и ВУЗы могут и должны выступить как городские и региональные центры образовательных сообществ, поддерживая обучение не только молодых, но и старых учеников. Очевидно, что добиться построения системы обучения, которая бы обеспечивала всем желающим в любой период их жизни и в наиболее удобное для них время доступ к имеющимся образовательным ресурсам, только силами и средствами формальных учебных заведений, абсолютно не реально ни в одной стране мира. Решение такой задачи возможно только при объединении всех лиц, заинтересованных в развитии образования. Это глобальное объединение реально осуществить только на базе сетевых коммуникаций. Само развитие сетевых технологий было вызвано во многом ощущением грядущего экологического кризиса. Слишком много неразобранного мусора скапливалась на улицах и в головах, слишком неконтролируемы становились физические и умственные процессы. Показательно, что основополагающая работа Ваннавера Буша по принципам построения гипертекста называлась "As we may think" - в самом названии содержится ссылка на книгу Джона Дьюи "How we think" , в которой мышление рассматривалось как линейный, последовательный процесс. На этом фоне исторически оправданным выглядел поиск более синтонных, более дружественных средств, поддерживающих индивидуальное и коллективное мышление.
Интернет является гораздо более "дружественным" средством, чем телевидение и радио. Это средство, которое позволяет каждому человеку свободно высказываться на любые интересующие его темы и свободно находить партнеров для обсуждения любых вопросов. Иллич противопоставлял этот термин, прежде всего, полной монополии. Например, телефон это - "дружественное" средство, поскольку каждый может его использовать для того, чтобы связаться с другими людьми и общаться на темы, которые он сам выберет. А телевизор - средство недружественное, так как все, что вы можете с ним делать это - переключать каналы и выбирать передачи, которые вам будут показывать.
Сообщество - это множество людей, общающихся между собой. Интернет-сообщество - это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.
Множество или группа - это совокупность людей, объединенных каким то общим признаком. Например, находятся в одной комнате; одного возраста; увлекаются игрой в шашки; происходят от одного предка, смотрят телевизор, пользуются телефоном. В отличие от сообщества, множество не требует связей между своими членами. Люди не становятся сообществом оттого, что они смотрят один и тот же сериал.
Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет. Джона Дьюи еще в книге "Демократия и образование" показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами и рассматривал и возможность виртуальных сообществ: " Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. <> Отдельные люди не образуют общества, чисто пространственно находясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей."
Огромное значение для сетевого образования имела книга "Общество без школ" Ивана Иллича, которого интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды. Иллич полагал, что человек естественным образом самостоятельно стремиться выбирать лучшие пути обучения и необходимо только определить, какие компоненты должны присутствовать в учебной среде, чтобы обучение проходило комфортно и эффективно. Ответы на этот вопрос Иллич попытался найти в шестой главе, которая называлась - "Учебная паутина" (Learning Web), где Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества. Позднее эти компоненты были дополнены рядом авторов, но общие принципы построения учебной сети были прописаны еще в 1972 году.
- Учебные ресурсы. Книги, справочники, программные средства, тесты, которые предоставляются цифровыми библиотеками, музеями или городскими медиатеками
- Службы, поддерживающие обмен навыками и умениями. Раздел сервера или портала, где каждый может представить умения, в освоении которых он может выступить тренером.
- Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке. Служба, поддерживающая поиск равных партнеров (Peer-Matching), заинтересованных в совместном изучении какого либо предмета, рассматривалась Илличем как наиболее сложная и необходимая для функционирования сообщества.
- Эксперты, которые могут оценивать результаты учебной деятельности.
Многие крупные учебные сообщества, такие как ThinkQuest и Виртуальный Класс, были построены именно по этим принципам, содержали все необходимые компоненты и действовали достаточно успешно.
Лаборатория Учком инициировала построение целого ряда сетевых сообществ. Некоторые из них были непосредственно связаны с образовательными центрами - Международный Детский Компьютерный Центр, Университет, Начальная Школа ИПС РАН, Межшкольный Учебный Центр. Другие не имели формальной образовательной принадлежности - Галерея современного российского медиа-искусства, Виртуальная Театральная Мастерская, "РепВеб - современная инструментальная среда для проведения сетевых исследований" и другие. Большинство из проектов достаточно подробно описаны и представлены на сервере лаборатории.
Построение в 2001 году сетевого сообшества для нижегородских выпускников программ госдепартамента США и развитие сообщества членов экологических неправительственных организаций также не были связаны с образовательными центрами. Развитие этих сообществ происходило, на наш взгляд, в соответствии с принципами, предложенными Илличем для построения Учебной Паутины.
1. Происходило накопление учебных ресурсов в электронных библиотеках и медиатеках. Такими ресурсами были не только материалы учебных Интернет-курсов, но и отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создавались членами сообществ. Следует отметить, что содержание баз данных в рамках сообщества экологов может использоваться всеми его членами для построения самостоятельных более содержательных и более зрелищных документов и лекций. При этом перевод линейного текста лекции в мультимедийную форму происходит автоматически.
2. На сайтах сообществ накапливались материалы о лекторах и тренерах, которые могут служить примерами в освоении навыков и умений. Прежде всего, это касается, конечно, навыков и умений в области сетевой деятельности, веб-дизайна, интернет-программирования. Сходную работу ведут и другие организации, работающие на развитие Интернет-образования и поддерживающие классы открытого доступа - Институт Открытое Общество, Британский Клуб, Федерация Интернет Образования. Организация обмена учебными материалами и тренерами позволила бы им экономить свои ресурсы.
3. Развивались службы поддержки поиска партнеров для совместной деятельности. Этим целям служило представление материалов обо всех членах сообществ и организация совместных семинаров. Как правило, междисциплинарные семинары с нечеткой формулировкой вызывали наибольший интерес и в рамках таких семинаров и возникали новые учебные микрогруппы. Достаточно удачная попытка автоматизировать поиск партнеров при помощи базы данных произошла в ходе семинара по использованию инструментальной среды РепВеб для проведения сетевых исследований. Все участники семинара сформулировали свои собственные интересы и включили их в базу, которая в дальнейшем может быть использована для объединения участников в группы по интересам.
4. Результаты индивидуальных и коллективных работ членов учебных сообществ были представлены в сети и отдельно обсуждались в ходе подготовки и проведения отчетной конференции IATP в октябре 2001 года. К сожалению, в этом году нам не удалось организовать on-line экспертизу деятельности членов сообществ, хотя в более ранних проектах уже были получены положительные результаты. Наиболее впечатляющим был подробный разбор Салли Норман этюдов, представленных в сети студентами театрального института в 1997 году.
Благодарность - работа поддержана РГНФ, грант № 01-06-00166а
Ссылки:
Gaines B. The Learning Curves Underlying Convergence
Capra, F. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems. New York: Anchor Books. 1996.
Longworth N. "Creating and Building Learning Communities." European Lifelong Learning Initiative: France. 1996.
Learning Cities Network. Learning Communities. Department for Education and Employment: London. 1998.
http://pedsovet.alledu.ru/index.php?c=41
http://nt.projectharmony.ru/forum/forum.asp?IDParent=101
James S. Coleman, "The Children Have Outgrown the Schools," Psychology Today, February, 1972.
Marshall McLuhan, Understanding Media: the Extensions of Man (New York: Signet Books, 1964).
Popper, K.R. (1972). Objective Knowledge: an Evolutionary Approach. Oxford, Clarendon Press
Visser J.Learning together in an environment of shared resources: Challenges on the horizon of the year 2020, Unesco Report, UNESCO Horizon 2020. 1999, May 7. Pp. 1 - 6.
Visser J., Visser Y. On the Difficulty of Changing Our Perceptions About Such Things as Learning, The Meaning of Learning Project Learning Development Institute Presidential Session at AECT Denver October 25-28, 2000
Bush V., AS WE MAY THINK. THE ATLANTIC MONTHLY July 1945, Feb 16 1998 from http://www.isg.sfu.ca/~duchier/misc/vbush/
J. Dewey, How we think. New-York, 1910.
Papert S., Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas
Illich, I. Tools for Conviviality. London and New York: Marion Boyars, 1973
Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. - М. Педагогика-Пресс, 2000, - 384 с
Illich, I. Deschooling Society New York: Harrow and Row, 1972
Cubberley M, Skrzeszewski S. COMMUNITY LEARNING NETWORKS. THE SECOND PAN-CANADIAN FORUM ON COMMUNITY LEARNING NETWORKS (CLNS) MARCH 19-21, 1999
www.thinquest.com
Патаракин Е.Д., "Я расскажу вам об Учкоме", Компьютер в школе № 1, 2000
Патаракин Е.Д., Травина Л.Л., Художественные и образовательные проекты в регионах и для регионов, ЕВА''''2000, Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах. Москва, 30 октября - 3 ноября 2000.
Богданова С.В., Патаракин Е.Д. Организация учебных региональных гуманитарных проектов в телекоммуникационной среде (часть 1), Дистанционное образование, № 1, 2000.
http://uchcom.botik.ru/
http://www.iatp.nnov.ru/
http://www.uic.nnov.ru/pustyn/
http://www.dront.ru/
|