EVA 2001 Moscow
Electronic Imaging & the Visual Arts

Государственная Третьяковская Галерея
3-8 декабря 2001

2001
Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english


О Центре ПИК

EVA 2002 Москва

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва 2000

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ


От кафедры виртуальных коммуникаций к виртуальному образовательному пространству


Каптерев Андрей Игоревич
Зав.кафедрой виртуальных коммуникаций, Председатель совета по информатизации
Московский государственный университет культуры и искусств
Адрес: Россия, 141400, Москва, Химки-6, ул.Библиотечная,7
Тел.: (095)2686124
Факс: (095)2686124
E-mail: kapterev@narod.ru
http://msuc.edu.ru

Содержание :

Виртуальная коммуникация в эпоху Интернет является очередным скачком качественных изменений и отличается следующими особенностями:  развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения;  усилением порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость);  расширением диапазона коммуникации на шкале "локальность акта - публичность акта"  расширением диапазона коммуникации на шкале "партикулярность сознания - глобальность сознания";  расширением культурного фона коммуникации;  ослаблением роли традиции в коммуникации;  усилением самореферентности коммуникации;  ростом маргинализации сознания;  снижением авторитета объективного знания;  повышением авторитета конвенциального знания;  переходом от диалога к полилогу в выяснении истины;  размыванием границ тезаурусов и плюрализмом концептуальных пространств;  повышением дискурсивности знания;  расширением источников и способов получения и продуцирования информации;  расширением возможностей социализации и профессионализации;  изменением роли образования в обществе;  расширением гедонистических возможностей. На кафедре виртуальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусств ведется научная и учебно-методическая работа по изучению этих проблем и их отражению в педагогическом процессе. Поэтому основной областью исследований кафедры является виртуалогия и виртуалистика - предметные области, формирующиеся на стыке культурологии, социологии, информатики, психологии, других наук. Объектом виртуалогии становятся виртуальные формы коммуникационных процессов, осуществляемые в социальном пространстве-времени. В качестве предмета мы рассматриваем динамику двухстороннего влияния виртуальных коммуникаций и социума, изучаемую в различных аспектах (экономическом, психологическом, юридическом, социотехническом) на различных этапах социогенеза. Имея четко очерченный объект и предмет, анализ виртуального пространства использует различные методы, разработанные в других социальных и гуманитарных науках, что не мешает виртуалогии и виртуалистике разрабатывать и собственные методы исследований. При тесной взаимосвязи виртуалогия изучает методологические основания возникновения, существования и развития виртуального социального пространства. В то же время виртуалистика сориентирована на изучение прикладных, технологических аспектов реализации виртуальных коммуникаций. Кафедра отдает себе отчет в необходимости одновременного изучения и учебно-методического оформления этих взаимосвязанных направлений, что определяет набор дисциплин, по которым ведется преподавание на нашей кафедре. Поскольку данная область знания еще находится в стадии оформления, она недостаточно отражена в образовательных стандартах и учебных планах. Однако мы убеждены, что по мере накопления результатов, виртуалогия и виртуалистика займут соответствующее место в учебных заведениях. Кафедра виртуальных коммуникаций, претендуя на роль одного из активных участников в данном научном направлении, изучает и отражает в учебном процессе проблемный комплекс «Виртуальное коммуникационное пространство: пути и средства его изучения и использования в социально-культурной деятельности». В настоящее время исследовательская и учебно-методическая работа ведется по таким направлениям: а) «Интернетизация социально-культурной сферы»; б) «Медиатизация культуры»; в) «Интеллектуализация социальных технологий и информационных систем»; г) "Профессиональное пространство как феномен культуры и способы его изучения"; д) "Применение современных коммуникационных технологий в научно-педагогической работе" е) "Эволюция речевых коммуникаций". Возглавляя кафедру виртуальных коммуникаций МГУКИ, мы пытаемся использовать возможности медиатизации информационного пространства и виртуализации коммуникаций, управляя этим процессом, вести студента от овладения суммой техник через систему технологий к профессиональной культуре. Педагогическим ноу-хау кафедры является формирование и использование Интернет-ресурса в качестве образовательного потенциала, отвечающего критериям: а) направленности на педагогические цели; б) структурированности по дидактическим задачам; в) конструктивности (пригодности для решения практических проблем); г) этапности разработки и освоения; д) сочетания разнообразных форм и методов обучения. Под профессиональным пространством мы понимаем постоянно меняющийся во времени фрагмент социального пространства, основу которого составляет динамика трех видов: а) динамика объектов профессиональной деятельности, т.е. производство, распределение и обмен продуктов данной деятельности; б) динамика субъектов профессиональной деятельности, т.е. профессионализация работников; в) динамика профессионального сознания, т.е. изменения профессиональных образов, присутствующих в профессиональном сознании социально-профессиональной группы. Мы работаем над созданием модульной системы "МЕДИАГНОЗИС" (Модульная Единая Дистанционная Инструментальная Автоматизированная Гипермедийная Научно-ОбраЗовательная Интеллектуальная Система). Первыми этапами этого проекта стали: а)web-дизайн, структурирование, размещение и пополнение сайта кафедры; б) разработка образовательного Интернет-ресурса "Мультимедиа как социокультурный феномен". Принципиальной особенностью реализуемого мной проекта является создание и использование сайта кафедры с персональными страницами преподавателей в сочетании с интерактивным мультимедийным, специально разработанным контентом, включающим: 1. мультимедийный учебник по курсу объемом 20 а.л.; 2. мультимедийную хрестоматию объемом более 60 Мб; 3. тестовую систему с разнообразными интерактивными тестами по всем 20 темам курса, 4. специально отобранные "желтые страницы" - каталог Интернет-ссылок, включающий аннотированную базу данных по дистанционному образованию (более 100 web-адресов); 5. набор собственных мультимедийных презентаций; 6. набор профессиональных творческих проектов участников фестивалей компьютерной графики и анимации (ФОКОМ) (более 30 Мб); 7. специально разработанный и апробированный инструмент проведения телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями студентов в прениях, системой мониторинга активности участников. При сетевом обучении роль преподавателя и тьютора сливаются, и акцент смещается в сторону организации сетевого обучения. Эти изменения требуют новой мотивации преподавателей и соответственно возникновения у них необходимых навыков. Если до недавнего времени доминировала модель, представляющая идеалом распространение экспертного знания на возможно более широкую аудиторию, то в настоящий момент важнее становится обеспечить групповую дискуссию по какой-то проблеме в режиме реального времени. Выбранная нами среда позволяет реализовать как синхронное, так и асинхронное обучение. В настоящее время мы протестировали различные проекты дистанционного обучения с использованием Интернет: системы "TopClass", "HyperMethod", "ToolBook", "КОБРА" и "Learning Space". Все они требуют специального освоения, а некоторые и установки SQL-серверов. По мере создания в МГУКИ университетской локальной сети, видимо, целесообразным будет переход на "Learning Space". Опираясь на разработки исследовательского института IBM, станет возможным интегрировать наши разработки в среду, содержащую разнообразные учебные ситуации и более дифференцированно структурировать виртуальное образовательное пространство, санкционируя доступ к его отдельным фрагментам. Однако в настоящее время оптимальной средой нам представляется Microsoft Internet Explorer 5.0 и выше, поддерживающий фреймы и скрипты, и позволяющий решить многие дидактические задачи без громоздких надстроек.


Информация Пресс-конференция Программа и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом english
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2001. Хостинг АртИнфо