От кафедры виртуальных коммуникаций к виртуальному образовательному пространству | Каптерев Андрей Игоревич Зав.кафедрой виртуальных коммуникаций, Председатель совета по информатизации Московский государственный университет культуры и искусств Адрес: Россия, 141400, Москва, Химки-6, ул.Библиотечная,7 Тел.: (095)2686124 Факс: (095)2686124 E-mail: kapterev@narod.ru http://msuc.edu.ru
|
Содержание : Виртуальная коммуникация в эпоху Интернет является очередным скачком качественных изменений и отличается следующими особенностями:
развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения;
усилением порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость);
расширением диапазона коммуникации на шкале "локальность акта - публичность акта"
расширением диапазона коммуникации на шкале "партикулярность сознания - глобальность сознания";
расширением культурного фона коммуникации;
ослаблением роли традиции в коммуникации;
усилением самореферентности коммуникации;
ростом маргинализации сознания;
снижением авторитета объективного знания;
повышением авторитета конвенциального знания;
переходом от диалога к полилогу в выяснении истины;
размыванием границ тезаурусов и плюрализмом концептуальных пространств;
повышением дискурсивности знания;
расширением источников и способов получения и продуцирования информации;
расширением возможностей социализации и профессионализации;
изменением роли образования в обществе;
расширением гедонистических возможностей.
На кафедре виртуальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусств ведется научная и учебно-методическая работа по изучению этих проблем и их отражению в педагогическом процессе.
Поэтому основной областью исследований кафедры является виртуалогия и виртуалистика - предметные области, формирующиеся на стыке культурологии, социологии, информатики, психологии, других наук. Объектом виртуалогии становятся виртуальные формы коммуникационных процессов, осуществляемые в социальном пространстве-времени. В качестве предмета мы рассматриваем динамику двухстороннего влияния виртуальных коммуникаций и социума, изучаемую в различных аспектах (экономическом, психологическом, юридическом, социотехническом) на различных этапах социогенеза. Имея четко очерченный объект и предмет, анализ виртуального пространства использует различные методы, разработанные в других социальных и гуманитарных науках, что не мешает виртуалогии и виртуалистике разрабатывать и собственные методы исследований. При тесной взаимосвязи виртуалогия изучает методологические основания возникновения, существования и развития виртуального социального пространства. В то же время виртуалистика сориентирована на изучение прикладных, технологических аспектов реализации виртуальных коммуникаций. Кафедра отдает себе отчет в необходимости одновременного изучения и учебно-методического оформления этих взаимосвязанных направлений, что определяет набор дисциплин, по которым ведется преподавание на нашей кафедре.
Поскольку данная область знания еще находится в стадии оформления, она недостаточно отражена в образовательных стандартах и учебных планах. Однако мы убеждены, что по мере накопления результатов, виртуалогия и виртуалистика займут соответствующее место в учебных заведениях.
Кафедра виртуальных коммуникаций, претендуя на роль одного из активных участников в данном научном направлении, изучает и отражает в учебном процессе проблемный комплекс «Виртуальное коммуникационное пространство: пути и средства его изучения и использования в социально-культурной деятельности». В настоящее время исследовательская и учебно-методическая работа ведется по таким направлениям:
а) «Интернетизация социально-культурной сферы»;
б) «Медиатизация культуры»;
в) «Интеллектуализация социальных технологий и информационных систем»;
г) "Профессиональное пространство как феномен культуры и способы его изучения";
д) "Применение современных коммуникационных технологий в научно-педагогической работе"
е) "Эволюция речевых коммуникаций".
Возглавляя кафедру виртуальных коммуникаций МГУКИ, мы пытаемся использовать возможности медиатизации информационного пространства и виртуализации коммуникаций, управляя этим процессом, вести студента от овладения суммой техник через систему технологий к профессиональной культуре. Педагогическим ноу-хау кафедры является формирование и использование Интернет-ресурса в качестве образовательного потенциала, отвечающего критериям: а) направленности на педагогические цели;
б) структурированности по дидактическим задачам; в) конструктивности (пригодности для решения практических проблем); г) этапности разработки и освоения; д) сочетания разнообразных форм и методов обучения.
Под профессиональным пространством мы понимаем постоянно меняющийся во времени фрагмент социального пространства, основу которого составляет динамика трех видов: а) динамика объектов профессиональной деятельности, т.е. производство, распределение и обмен продуктов данной деятельности; б) динамика субъектов профессиональной деятельности, т.е. профессионализация работников; в) динамика профессионального сознания, т.е. изменения профессиональных образов, присутствующих в профессиональном сознании социально-профессиональной группы.
Мы работаем над созданием модульной системы "МЕДИАГНОЗИС" (Модульная Единая Дистанционная Инструментальная Автоматизированная Гипермедийная Научно-ОбраЗовательная Интеллектуальная Система). Первыми этапами этого проекта стали:
а)web-дизайн, структурирование, размещение и пополнение сайта кафедры;
б) разработка образовательного Интернет-ресурса "Мультимедиа как социокультурный феномен". Принципиальной особенностью реализуемого мной проекта является создание и использование сайта кафедры с персональными страницами преподавателей в сочетании с интерактивным мультимедийным, специально разработанным контентом, включающим:
1. мультимедийный учебник по курсу объемом 20 а.л.;
2. мультимедийную хрестоматию объемом более 60 Мб;
3. тестовую систему с разнообразными интерактивными тестами по всем 20 темам курса,
4. специально отобранные "желтые страницы" - каталог Интернет-ссылок, включающий аннотированную базу данных по дистанционному образованию (более 100 web-адресов);
5. набор собственных мультимедийных презентаций;
6. набор профессиональных творческих проектов участников фестивалей компьютерной графики и анимации (ФОКОМ) (более 30 Мб);
7. специально разработанный и апробированный инструмент проведения телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями студентов в прениях, системой мониторинга активности участников.
При сетевом обучении роль преподавателя и тьютора сливаются, и акцент смещается в сторону организации сетевого обучения. Эти изменения требуют новой мотивации преподавателей и соответственно возникновения у них необходимых навыков. Если до недавнего времени доминировала модель, представляющая идеалом распространение экспертного знания на возможно более широкую аудиторию, то в настоящий момент важнее становится обеспечить групповую дискуссию по какой-то проблеме в режиме реального времени.
Выбранная нами среда позволяет реализовать как синхронное, так и асинхронное обучение.
В настоящее время мы протестировали различные проекты дистанционного обучения с использованием Интернет: системы "TopClass", "HyperMethod", "ToolBook", "КОБРА" и "Learning Space". Все они требуют специального освоения, а некоторые и установки SQL-серверов. По мере создания в МГУКИ университетской локальной сети, видимо, целесообразным будет переход на "Learning Space". Опираясь на разработки исследовательского института IBM, станет возможным интегрировать наши разработки в среду, содержащую разнообразные учебные ситуации и более дифференцированно структурировать виртуальное образовательное пространство, санкционируя доступ к его отдельным фрагментам. Однако в настоящее время оптимальной средой нам представляется Microsoft Internet Explorer 5.0 и выше, поддерживающий фреймы и скрипты, и позволяющий решить многие дидактические задачи без громоздких надстроек.
|