EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Проектные формы образовательной деятельности как основа для интеграции электронных технологий в систему эстетического развития детей


Селиванова Татьяна Владимировна
Менеджер проектов
Фестиваль "Культурное наследие в цифровых технологиях.АДИТ-ПРЕМИЯ"
Адрес: Москва, 5-я Магистральная, 5, 123007, Россия
Тел.: 7 095 121-4938
E-mail: T-selivanova@mail.ru
http://open_museum.rsuh.ru/chdt/

Тезисы:

Проектные формы образовательной деятельности как основа для интеграции электронных технологий в систему эстетического развития детей;

1.
Главная цель работы преподавателя в области художественного образования и эстетического развития (в школах, студиях, музеях, библиотеках) - это развитие у ребенка способностей конкретно-образного мышления. Развитие конкретно-образного мышления в контексте изучения и переосмысления культурного наследия, методов и средств познания мира - необходимое условие для самореализации ребенка в продуктивной творческой деятельности.

2.
Музеи и библиотеки, являясь хранилищами культурного наследия, обладают огромными ресурсными возможностями, но зачастую не в состоянии продуктивно использовать их в работе с детьми. Причины такой ситуации и в организационных проблемах, и в объективной взаимосвязи частоты и условий показа со степенью сохранности объектов. Кроме того, каждый музей обладает лишь частью от всего многообразия информации, связанной с культурным наследием человеческой цивилизации. Восприятие объекта в рамках музейной экспозиции, обычно, носит пассивный характер. Вне манипуляции, игры не происходит процесс творческого освоения (присвоения) ребенком произведения искусства.
Использование новейших информационных технологий эффективно решает эти проблемы.
Информационные технологии позволяют:
- представлять объекты культурного наследия из разных источников и мест хранения;
- соединяя показ нескольких разнородных объектов, манипулируя ими, выявлять типологические, стилистические или иные объединяющие их черты, необходимые для конкретной темы;
- использовать широкий спектр мультимедийных возможностей

С другой стороны, наши дети растут в перенасыщенной информационной среде. Их соприкосновение с внешним миром, так или иначе, связано с теми или иными проявлениями новых электронных технологий, начиная от турникета в метрополитене и заканчивая просмотром фильма "Матрица". Мир культурных ценностей не может быть ребенком принят и обжит, если этот мир искусственно выведен из контекста сегодняшнего дня.
Внедрение информационных коммуникативных технологий в учебный процесс как в виде технологий для художественного творчества, так и в виде образовательного продукта, используемого на занятиях с детьми, безусловно, животрепещущая задача

Отечественный мультимедийный рынок насыщен образовательными продуктами, популяризирующими культурное наследие. К сожалению, большинство из них лишь несут некую полезную информацию (информируют ребенка в адаптированной для этого форме, включающей некую игровую составляющую), но не ставят задачу ответного творческого жеста.

3.
Каким образом произведение искусства (музейный ресурс) может стать близким и понятным ребенку, и как следствие этого, основой для его творческой деятельности?
Для этого педагогу необходимы проектные технологии, которые позволят ему простроить взаимосвязь между музеем (культурным наследием) и продуктивной творческой деятельностью ребенка по интерпретации памятника культурного наследия. Связующим элементом в этой цепи должно стать проектное задание, продуманное педагогом, которое включает в себя не только подбор и анализ произведений искусства, но и соотнесение их с другими по определенным параметрам, необходимым для формулирования творческого задания, выявление точек пересечения с современным миром культуры.
Кроме того, постановка проектной задачи может включать в себя проведение некой связующей нити между, памятником культурного наследия и актуальными процессами в культуре современного мира.

МУЗЕЙ (анализ памятника) - ПРОЕКТ (интерпретация памятника):
- анализ
- постановка проектной задачи
- интерпретация
- линейная форма ( книга, фотоальбом, фильм)
- нелинейная форма ( трехмерный объект, гипертекстовая структура)


Представления и умения, получаемые учащимися в процессе выполнения проектного задания:
- обучаемый получает представления об основах художественного творчества, как одной из основных форм познания мира:
- обучаемый получает непосредственный опыт художественного самовыражения;
- знакомится со структурообразующими основами коммуникации на опыте языка визуальной культуры;
- знакомится с эстетическими особенностями художественных феноменов различных цивилизаций, эпох, этносов;

4.
Пример проектного задания
Принципы создания образовательного мультимедийного продукта. CD "Книга художника"


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо