Миссия вузов культуры в условиях глобализации культуры и образования | Киселева Татьяна Григорьевна Ректор Московский государственный университет культуры и искусств Адрес: Россия, 141400, Москва, Химки-6, ул.Библиотечная,7 Тел.: (095) 570-3133 Факс: (095)570-04-44 E-mail: postmaster@msuc.edu.ru http://msuc.edu.ru
|
Содержание : Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер и распространяется на все стороны человеческой деятельности, застрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе культуры и образования.
У культуры нет узких, отраслевых сфер, нет межгосударственных границ, нет деления на «малые» и «большие» культуры, а есть единое и хрупкое культурное пространство, которое мы призваны сохранить. Культура в качестве нормативного явления служит способом социальной регуляции общества. В процессе инкультурации, освоения культуры индивид приобщается к культурным нормам, ценностям, традициям, знакомится с "правилами игры" социокультурного бытия.
Процесс взаимодействия культур охватывает все регионы мира, продолжительность и глубина культурных контактов увеличивается, в результате чего складываются новые «третьи культуры», синтезирующие в себе различные черты. Межкультурные коммуникации позволяют народам лучше узнать друг друга, а также понять самобытность собственной культуры. Таким образом, национальные культуры в процессе глобализации принимают очертания единой глобальной культуры, интегрирующей этнокультурное многообразие. И в то же время культуры заявляют о своей уникальности.
Открывается доступ к мировому культурному наследию с помощью Интернет-технологий, появляются новые профессии в области массовых коммуникаций. В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область деятельность – электронная культура, связанная с оцифровкой культурного наследия, с созданием электронных версий учреждений памяти, а также с рождением новых синкретичных форм художественного выражения и творчества.
Опыт ХХ века показал, что принципы построения мировой культурной политики должны исходить из сохранения языковых различий, национальной культурной идентичности, самобытного локального культурного пространства, обеспечения свободного доступа к национальному культурному наследию. На наш взгляд, для решения многочисленных проблем современности необходима координация усилий в общемировом масштабе.
Глобализация культуры затрагивает и сферу образования, она напрямую зависит от интеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов. Уже не материальная сфера определяет собой уровень развития страны, а сфера информационных технологий, образование и культура. Именно они обусловливают уровень цивилизованности различных народов, их способность к решению глобальных мировых проблем, преодолению мировых кризисов.
Неслучайно, эксперты говорят о «ренессансе» образования, отмечая, что особую популярность приобретает получение второго образования. Данные опроса Фонда «Общественное мнение» свидетельствуют о том, что большинство граждан (80% процентов) считают, что сегодня важно иметь высшее образование, и только за последний год это число выросло на 7 %. А министр образования РФ Филиппов подчеркнул, что ХХ1 век станет переходным периодом ко всеобщему высшему образованию.
В настоящее время в РФ в целом насчитывается 3200 вузов вместе с филиалами. Среди них 20 вузов культуры и искусств. Их миссия особая в этом процессе.
В толковых словарях слово «миссия» раскрывается как «ответственное задание, роль, поручение». Но это более широкое понятие, чем просто «роль университета». Ибо миссия вбирает в себя, подчиняет себе все возможные роли университета как субъекта общественной жизни, как подлинного культурного центра. Миссия университета, миссия педагога в меняющемся мире находит свое выражение в творческих усилиях по гуманизации общества, повышению его интеллектуального, образовательного уровня, воспитания у подрастающих поколений чувства гражданственности, позитивных жизненных установок, толерантности, уважении к иным народам, культурам, религиям.
Московскому государственному университету культуры и искусств – 70 лет. В структуре МГУКИ 3 института (Научно-исследовательский институт МГУКИ, Институт экономики, управления и права, Институт дополнительного профессионального образования); Высшая школа культурологии; 16 факультетов, 57 кафедр. Университет имеет 10 филиалов в различных городах России, готовятся к открытию представительства за рубежом.
Уровень подготовки специалистов в нашем университете во многом обусловлен кадровым составом преподавателей. В МГУКИ работают 123 профессора и доктора наук, 447 кандидатов наук и доцентов. Многие преподаватели университета имеют почетные звания в области науки, искусства и культуры. Среди них 24 академика, 6 членов-корреспондентов различных Академий наук, 11 народных артистов, 55 заслуженных работников культуры РФ, 18 заслуженных деятелей искусств, 7 заслуженных артистов РФ, 5 заслуженных деятелей науки, 2 заслуженных работника высшей школы.
В настоящий момент в вузе обучается более 10 тысяч студентов и аспирантов практически из 50 регионов России и 26 стран мира. В аспирантуре МГУКИ обучаются 8 докторантов, 214 аспирантов из 13 регионов РФ.
В нашем университете осуществляется прием студентов по 26 специальностям и 96 специализациям. Конкурс на вступительных испытаниях составил 4,6 на место, но, конечно, он колебался в зависимости от специальности и специализаций – от 2-х до 21,8 на место. Наиболее высокий конкурс – актерское искусство, реклама, режиссура театрализованных представлений, журналистика, связь с общественностью, дизайн, хореография, СКД, экономика, юриспруденция, туризм, социальная педагогика, информатика.
А с чего все начиналось? – Со скромного здания на Маховой в 1930 году. Первым ректором Библиотечного института Генриеты Карловны Дерман.
В этом году широкая научная общественность отмечает 120 годовщину со дня рождения нашего первого ректора, женщиной яркой и трагической судьбы. Настоящий российский интеллигент, ученый, она была репрессирована в 1939 г. и посмертно реабилитирована в 1950 г.
Историческую летопись становления и развития вуза культуры в настоящее время ведет Музей университета, в котором хранятся уникальные архивные материалы, видеозаписи, в них запечатлены будни и праздники, наше прошлое и настоящее.
Основные направления деятельности вуза отражает сайт университета, который существует уже 3 года. Он популярен у пользователей. По статистическим данным поисковой системы Рамблер в 1999 году - году регистрации сайта МГУКИ – его посетило чуть более 2 тыс. человек, то в 2001 году число посетителей составило около 40 тыс., а только за первую половину 2002 года уже 34 тыс. пользователей Интернет познакомились с нашим сайтом.
Научная продукция и издательская деятельность вуза наглядно отражена в таблицах.
№ № п.л.
Виды изданий
Кол-во названий
Объем в п.л.
1997 г.
1-е п. 2002 г.
1997 г.
1-е п. 2002 г.
1.
Учебная литература
23
18 см. п.З
80,4
2.
Монографии
-
10 -
92,25
3.
Сборники науч. трудов, тезисов конференций
9
17 199,5 учебная, научная литература вместе)
150,9
4.
Методическая литература
76
51 121,6
108
5.
Внеплановая литература
26
3
32,75
9,2
Итого:
134
99
353,85
440,75
Возобновлены издание Ученых записок, в которых публикуются лучшие научные работы наших ведущих ученых, профессоров, докторов наук. Стал серийным сборник молодых ученых «Созидательная миссия культуры», вышла из печати вторая часть второго выпуска. Регулярно выходят в свет сборники научных трудов наших преподавателей, готовится к изданию очередной выпуск. В настоящее время силами студентов осуществляется работа по созданию Интернет-магазина учебных изданий, выпускаемых университетом по всем направлениям и специальностям. Результаты этого проекта будут представлены на этой конференции в рамках секции «Мультимедийное образование».
Много в вузах культуры специфики и проблем. Большую роль в их реализации играют общественные организации, прежде всего ассоциация вузов культуры и искусств, созданная решением советом ректоров вузов культуры в сентябре 2000 г.
Основные цель ее:
- объединение усилий преподавателей, общественности в реализации научного и образовательного потенциала учебных заведений культуры и искусства;
В настоящее время:
- ведется разработка и внедрение инновационных технологий подготовки специалистов в сфере культуры и искусства на основе использования передового отечественного и международного опыта, расширения межнационального и международного сотрудничества; разрабатываются позиции относительно реформирования образования на основе единого национального экзамена;
- координируется деятельность по выпуску и совершенствованию стандартов и учебных планов по выпускающим специальностям в вузах культуры и искусств;
- вырабатывается диссертационная политика, координируются усилия вузов в прогнозировании развития научных направлений в сфере культуры и искусства;
- осуществляется обмен информацией о социально-культурной ситуации в различных регионах России и подготовка совместных предложений для Министерства культуры в отстаивании интересов отрасли перед правительством РФ;
- ведется работа по защите профессиональных и социальных прав профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, студенчества, интересов членов Ассоциации, содействие развитию межвузовских общественных, профессиональных, студенческих объединений.
На основе решения Ассоциации вузов культуры и искусств МГУКИ как головной вуз в области культуры и искусств стал учредителем двух научных журналов. В министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций мы получили государственные свидетельства о регистрации журнала «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств» и журнала «Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств», который будет издаваться при финансовом содействии МК РФ, Ассоциации вузов культуры и искусств России.
«Вестник Московского государственного университета культуры и искусств» - новый научный журнал нашего университета, он уже вошел в каталог «ОАО Роспечать» и с 1 сентября этого года, то есть через 2 дня, на него можно будет подписаться в любом почтовом отделении России. Наш подписной индекс в каталоге «ОАО Роспечать» 81897. Так что, уважаемые коллеги, подписывайтесь, милости просим. Ближайшей задачей является включение с 2003 года нашего нового издания в список научных журналов, рекомендуемый ВАК министерства образования РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора наук.
Целью издания второго научно-информационного журнала является интеграция информационного пространства вузов и колледжей культуры и искусств России, этот проект будет осуществляться в рамках целевого финансирования министерства культуры РФ.
Впереди у вузов культуры большие планы и перспективы, главное из которых - обеспечение высококвалифицированной подготовки кадров с необходимым уровнем компетентности для ответа вызовам нового тысячелетия, содействие всем слоям населения в осознании общности ценностей и принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Достижение этих задач возможно на основе дальнейшей фундаментализации и повышении качества образования, творческой интерпретации и решения возникающих проблем, развития университета как социокультурной системы, адекватной актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. И в этом мы видим высокую миссию вузов культуры, ассоциации вузов культуры.
Нам очень важно участие в этой конференции, участие в проекте 6 рамочной программы Комиссии Европейского Сообщества европейской тематической сети экспертных центров перспективных проектов и передового опыта в области электронной культуры для научных исследований и образования, ибо сохранение культурного наследия и подготовка нового поколения специалистов для этой сферы– наша общая стратегическая задача. |