EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Формирование информационной культуры у участников образовательного процесса


Будникова Галина Андреевна
Учитель истории. Старший преподаватель Института усовершенствования учителей Астраханской области
Школа одарённых детей г. Астрахани
Адрес: г. Астрахань ул. Безжонова, 103
Тел.: (8512) 354 - 339
E-mail: SCHG@yandex.ru

Киселёва Елена Анатольевна Лицей №1 (8512) 257270

Содержание :

Формирование информационной культуры у участников образовательного процесса.

Будникова Галина Андреевна
Учитель Школа одарённых детей
Киселева Елена Анатольевна
Учитель Лицея № 1
Адрес: Россия г. Астрахань 414018
Ул. Безжонова 103
Тел 354077; 354092.
E-mail: victory@bignet.ru; SCHG@yandex.ru

Государственное образовательное учреждение «Школа одаренных детей» было образовано по инициативе нынешнего губернатора Астраханской области Гужвина А.П. в 1992 г. Появление школы было предопределено необходимостью акцентирования внимания общественности (в том числе педагогической ) на проблеме интеллектуально одарённого ребёнка.
Название школы обуславливает её идеологию: создание условий для развития одаренных и талантливых детей. Главными целями обучения и воспитания в ШОД являются:
1. Выявление по возможности в более раннем возрасте склонностей и способностей детей на основе интеллектуального и психофизического тестирования и непосредственного педагогического наблюдения.
2. Предоставление личности максимальных возможностей саморазвития и других видов образования в соответствии с проявляемыми способностями и возрастным цензом, путем создания соответствующего педагогического пространства с использованием перспективных современных образовательных технологий и методик.
В реализации идеи развивающего обучения информационные технологии по истории позволяют разрабатывать новые модели образовательных технологий, облегчают аналитическую обработку информации, воздействуют на эмоции учащихся, возбуждают мотивацию и интерес к учебной деятельности.
В феврале 2002г. Администрация Астраханской области и Департамент общего и профессионального образования Астраханской области выделили ШОД рабочий стол учителя истории. В комплекс рабочего стола входят: системный блок на основе процессора Celeron 1000 МГц, монитор - 17 LG 795 Flatron, принтеры -HEWLETT – PACKARD 845 c, Canon LBP – 810, Телевизор Daewoo 29, Видеомагнитофон и видеокамера SAMSUNG, Магнитола LG и т. д.
В мае в Лицее № 1 установлена подобная аппаратура.
Учитывая комплектацию рабочего стола, можно утверждать, что именно такие модули открывают новые возможности использования информационных технологий при формировании исторического образования школьников. Рабочий стол учителя истории позволяет значительно расширить и углубить сферы деятельности, как учителя, так и учащегося.
Уроки с применением информационных технологий проводились в ШОД, Лицее № 1 и раньше. Для этого использовались возможности компьютерного класса. Использование в учебном процессе системы ЭВМ повышает эффективность и качество изучения исторических дисциплин, способствует удовлетворению потребностей учащихся в современном образовании. Дидактические возможности компьютера позволяют решать:
- определённый круг задач;
- моделировать исторические процессы;
- контролировать качественный уровень обучения и т.д.
Но в тоже время анализ степени знакомства с информационными технологиями преподавателей гуманитарного цикла показал, что для абсолютного большинства наиболее актуальными были (и, к сожалению, остаются таковыми и сегодня) проблемы недостатка знаний самих технологий, доступа к каналам связи Интернет, отсутствие навыков работы с компьютером.
Если преодолеть некоторые из этих проблем, мы можем увидеть противоречивую картину. Учитель быстро теряет то преимущество в информационном обеспечении, которое он приобрел за годы обучения и собирания собственной библиотеки в эпоху книжного дефицита. Но в тоже время большинство компакт-дисков создано в развлекательных целях, что ограничивает их использование в учебном процессе. Качество предлагаемых мультимедиа исследуемой тематики часто не отвечает интересам современной школы. А подавляющее число новых программных продуктов решают лишь две задачи: компактного хранения информации и проверка знаний (в форме различных видов тестирования). Кроме того, создатели обучающих программ испытывают острый дефицит методической поддержки.
Сегодня информатизация российского образования является одной из приоритетных целей цивилизованного общества. Но достичь ее можно только совместными усилиями. Институт усовершенствования учителей Астраханской области видит решение первоочередной задачи в обучении школьных педагогических кадров работе в новых условиях. В 2002-2003 учебном году организованны курсы для учителей: «Информационные и Интернет – технологии в гуманитарном образовании» Программа обучения рассчитана на слушателей, без опыта работы с персональным компьютером. Данная работа будет осуществляться учителями ШОД и Лицея № 1 , членами Ассоциации «История и компьютер». Первые этапы работы в данном направлении показали: его успех возможен только в тесном контакте с общественностью, со средствами массовой информации. Благодаря таким контактам ШОД предоставлена возможность бесплатного доступа к Интернет. Среди основных категорий обучаемых можно отметить следующих:
1. Работники муниципальных методических служб.
2. Руководители методических объединений учителей предметников городов и районов области.
3. Учителя предметники по рекомендации районных и городских отделов образования.
4. Преподаватели и методисты системы дополнительного образования.
Как ни странно, но именно эти категории требуют к себе большего внимания, нежели ученики общеобразовательных учреждений, которые активнее адаптируются в современных условиях. Но наша задача при внедрении информационных технологий сочетать творческие, научные и практические аспекты данной методики, как для учителей, так и для учеников.
При планировании и внедрении междисциплинарного гуманитарного образования школьников кроме обучающих и контролирующих компьютерных программ инновационные школы реализуют сочетание фундаментального гуманитарного образования с практическим освоением современных информационных технологий, включая технологии Интернет.
• К 10-летнему юбилею ШОД создаётся Web – сайт школы.
• Исследовательская деятельность практикуется на основе использования электронных текстов документов, которые предлагают ресурсы Интернет. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, открыть доступ к более значительной информации, облегчить ее аналитическую обработку, воздействовать на эмоции, мотивы и интересы обучаемых.
• Уроки по изучению культуры. Здесь информационные технологии предлагают эффективную наглядность. Никогда прежде уроки этого цикла небыли столь плодотворными. Знакомство с культурным наследием Европы демонстрирует причастность России к мировым историческим процессам. Многоканальное воздействие звукового и визуального ряда формируют пространственное мышление.
• Рабочие листы к уроку. Разрабатываются учителем и включают в себя постановку задачи урока, сравнительно-аналитические таблицы, тесты, являются средством организации самостоятельной познавательной деятельности школьников.
• Учебно-исследовательская деятельность. Основана на достоинствах мультимедийных дисков: доступность, простота поиска, возможность сравнить взгляды классиков на одно и тоже событие. Формирует критическое мышление у старшеклассников.
• В 2002 – 2003 учебном году в ШОД работает факультатив «Интернет для историка». Ведущая цель - создание коллекции ссылок ( электронная версия) Интернет адресов по истории и культуре и предоставления информации на образовательный портал Департамента общего и профессионального образования Астраханской области для учителей истории.
Участники образовательного процесса, тем не менее, испытывают в нашем регионе некоторые трудности по внедрению новых технологий в практику. Это не столько скудная материальная база большинства школ города, а скорее отсутствие связи региона с передовыми программами и проектами в этой сфере. Где и учителя и одарённые ученики могли бы участвовать, определить уровень своих знаний и способностей. Кроме того, учителю школы необходима помощь преподавателей высшей школы, которые пока не готовят педагогов знакомых с практикой внедрения современных технологий в образовательный процесс. А полноценное и полноправное участие России в мировых информационных процессах возможно при осуществлении координации и оказании технологической поддержки нетрадиционных направлений в образовании.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо