EVA 2002 Москва

Государственная Третьяковская галерея
2-7 декабря 2002

2002
Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English

О Центре ПИК

История конференций EVA

О московских конференциях EVA

EVA в других странах

EVA Москва прошлых лет

Другие конференции, выставки, семинары


 CORDIS

 Минкультуры России

 Минпромнауки России

 ИОО

 РФФИ

 Британский Совет


Виртуальный архив «История отечественной кибернетики и информатики»


Фет Яков Ильич

Институт вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения Российской Академии Наук
Тел.: (3832) 343994

Казаков Виталий Геннадьевич, Новосибирский государственный университет, тел.: (3832)39-77-10

Содержание :

ВВЕДЕНИЕ


В докладе рассматриваются новые работы по дистанционному образованию, которые ведутся в Новосибирском научном центре в рамках проекта "Сибирский Академический Виртуальный Университет" [1]. Основное внимание уделяется образовательной интерактивной системе "История кибернетики и информатики".


История науки — важнейший элемент культурного наследия. За последнее время во всем мире наблюдается активный интерес к истории науки, в том числе, к истории информатики. Информатика заслуживает особого внимания. Эта сравнительно молодая область человеческой деятельности — одно из величайших достижений 20-го века. Возникшая в середине века, она развивалась беспрецедентными темпами и к концу века дала людям такие замечательные средства, которые позволяют с полным основанием говорить о новой технической революции. Информатика оказывает огромное формирующее влияние на общество. На многочисленных и многолюдных конференциях, в Европе и в Америке, ученые, бизнесмены и политические деятели обсуждают технические, экономические и социальные проблемы, которые встают перед человечеством в связи с неизбежным повсеместным проникновением компьютеров и новых информационных технологий.


Использование средств информатики оказывает весьма серьезное влияние на различные социальные процессы, в частности, в сфере образования и воспитания. Специфика информатики не позволяет вести обучение данному предмету без ретроспективного анализа развития современных концепций и подходов.


Если рассматривать историю с общекультурных позиций, то она дает человеку широкие перспективы в его жизни и профессиональной деятельности. Специалистам и студентам она дает возможность исследовать внутренний мир и побудительные причины замечательных людей прошлого. С практической точки зрения, история позволяет учиться на уроках прошлого и таким образом совершенствовать свою деятельность. Знакомство с биографиями выдающихся ученых и инженеров — создателей информационных и коммуникационных технологий может играть особую роль в деле распространения высоких нравственных принципов. Как правило, эти люди сочетали блестящие творческие способности с высокой нравственностью и гражданским мужеством.


До недавнего времени в России (так же, как в бывшем Советском Союзе) истории информатики не уделялось должного внимания. Так, например, в ведущем академическом журнале "Вопросы истории естествознания и техники" материалы по истории информатики практически не встречаются. Работы И.А. Апокина (Москва) и Б.Н. Малиновского (Киев) относятся, главным образом, к истории вычислительной техники (hardware) и почти не касаются весьма важных проблем развития теоретических проблем кибернетики и информатики (которые соответствуют понятию
computer science).


Таким образом, в настоящее время в нашей стране наблюдается жесткий дефицит исследований и публикаций в области истории информатики. Мы надеемся, что виртуальный архив "История отечественной кибернетики и информатики", который создается сейчас в Сибирском отделении РАН, сможет в значительной степени восполнить этот дефицит.





ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ


С 1997 года в Новосибирске развернулись работы по исследованию истории информатики. В соответствии с разработанным нами методическим планом, структура изучаемой области науки, отражающая исторический процесс развития кибернетических идей, содержит следующие основные разделы:



  • предыстория кибернетики и информатики;
  • математические проблемы кибернетики и информатики;
  • компьютерная лингвистика;
  • кибернетические проблемы биологии;
  • экономическая кибернетика;
  • техническая кибернетика;
  • интеллектуальные системы и роботы;
  • школьная информатика.


За прошедшее время мы выполнили большой объем работ по сбору и систематизации материалов, относящихся к перечисленным направлениям. При этом использовались государственные и личные архивы документов, отражающих события, происходившие в данной области, и факты, связанные с жизнью и деятельностью ученых и инженеров, внесших существенный вклад в ее развитие. К таким документам относятся письма, рукописи неопубликованных научных работ, воспоминания и т.д.


Использовались также следующие подходы:



  • установление контактов с учеными, их родственниками или сотрудниками;
  • получение от них письменных материалов;
  • проведение с ними устных интервью;
  • расшифровка выполненных магнитофонных записей;
  • анализ, обработка и редактирование полученных материалов;
  • разработка справочного аппарата;
  • перевод текстовых и иллюстративных материалов в электронную форму;
  • разработка аналитических обзоров по истории различных разделов информатики.


Накопленные в ходе работы материалы вводятся в память архива и образуют информационную систему на мультимедиа базах данных. Одновременно с построением информационного ресурса и используя возможности, которые этот ресурс обеспечивает, мы подготовили и издали несколько книг по истории кибернетики и информатики:



  • "Леонид Витальевич Канторович: человек и ученый" — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. — 544 с.
  • "Алексей Андреевич Ляпунов" — Новосибирск: Филиал "ГЕО" Изд-ва СО РАН, 2001. — 524 с.
  • "Колмогоров и кибернетика" — Новосибирск: Изд-во ИВМ и МГ СО РАН, 2001. — 159 с.


Некоторые из материалов, включенных в рассматриваемый информационный ресурс, были использованы ранее в книге:

  • "Очерки истории информатики в России" — Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1998. — 662 с.





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ


Особое значение имеет преподавание истории информатики студентам университетов. Это относится, в первую очередь, к студентам соответствующих специальностей (вычислительная математика, вычислительные машины, программирование, системы управления). Однако этот предмет представляет большой интерес также для тех, кто учится на других специальностях и факультетах.


Когда мы впервые включили курс "История информатики в России" в программу нашего проекта "Сибирский Академический Виртуальный Университет", ни один из реальных российских университетов, по-видимому, этого предмета в своих программах не имел. Прошло немного времени, и вот — преподавание истории науки (в том числе, информатики) официально вводится в учебные курсы. Надо полагать, что в связи с этим создаваемая нами информационная система, а также публикуемые книги окажутся весьма полезными.


Поскольку среди электронных материалов нашего виртуального архива присутствует информация по истории кибернетики и информатики, круг читателей становится практически неограниченным. Таким образом, наша система сможет восполнить существующий в рассматриваемой области знаний дефицит и стать важной составной частью Российской Сети Культурного Наследия.





ПРИМЕРЫ


Мы можем здесь продемонстрировать несколько документов, которые хранятся в нашем виртуальном архиве:



  • [Автограф А.Н. Колмогорова]:
    В личной библиотеке Алексея Андреевича Ляпунова хранится русский перевод монографии У. Росса Эшби «Введение в кибернетику», изданный в 1959 году Издательством иностранной литературы. На контртитуле этой книги — надпись:

    "Отцу советской кибернетики",


    дорогому Алексею Андреевичу Ляпунову.


    28/IV-1959»,

    под которой стоят три подписи: автора предисловия А. Н. Колмогорова, редактора книги В. А. Успенского и переводчика Д. Г. Лахути.


  • [Медаль "Computer Pioneer"]:

    Через много лет, в 1996 году, в связи с празднованием 50-летия компьютеров IEEE Computer Society наградило А. А. Ляпунова медалью “Computer Pioneer” как «основоположника советской кибернетики и программирования».

    (Эта самая престижная награда учреждена обществом IEEE Computer Society в 1981 году и отмечает наивысшие мировые достижения в области фундаментальных исследований по компьютерным наукам).


  • [Телеграмма из Стокгольма]:

    PROFESSOR LEONID KANTOROVICH AKADEMIA NAUK LENINSKIJ PR 14

    MOSKVA
    THE ROYAL SWEDISH ACADEMY OF SCIENCES TODAY AWARDED THE 1975 YEAR''S PRIZE IN ECONOMIC SCIENCE IN MEMORY OF ALFRED NOBEL HALF EACH TO PROFESSOR LEONID KANTOROVICH USSR AND RPOFESSOR TJALLING KOOPMANS USA FOR THEIR CONTRIBUTIONS TO THEORY OF OPTIMUM ALLOCATION OF RESOURCES

    C G BERNHARD SECRETARY GENERAL

  • [Фото]:
    Король Швеции Карл XVI Густаф вручает Л.В. Канторовичу диплом и Нобелевскую медаль. (Стокгольм, 10 декабря 1975 года).


  • [Фрагменты статьи "Кибернетика" из Философского словаря 1954 г.]:


    КИБЕРНЕТИКА — реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма.


    Кибернетика ярко выражает одну из основных черт буржуазного мировоззрения — его бесчеловечность, стремление превратить трудящихся в придаток машины, в орудие производства и орудие войны. Поджигатели новой мировой войны используют кибернетику в своих грязных практических делах. Под прикрытием пропаганды кибернетики в странах империализма происходит привлечение ученых самых различных специальностей для разработки новых приемов массового истребления людей —электронного, телемеханического, автоматического оружия.



    Кибернетика является, таким образом, не только идеологическим оружием империалистической реакции, но и средством осуществления ее агрессивных военных планов.




Работа поддержана Российским Фондом Фундаментальных Исследований (грант 02-07-90301) и Институтом "Открытое Общество" (грант #1BE904).


ЛИТЕРАТУРА


1. Я.И.Фет. "Сибирский Академический Виртуальный Университет"//Международная конференция EVA''''''''99. Москва, 25-29 октября 1999 г.


2. В.В. Казаков, В.Г. Казаков, Я.И. Фет. Гибридная документарно-фактографическая модель данных как техника реализации информационных систем культурного и учебного назначения.//Публикуется в настоящем сборнике.


Информация Программа Списки Тезисы и доклады Каталог выставки Спонсоры Фотоальбом English
   © Центр ПИК Минкультуры России, Москва 2002. Хостинг АртИнфо