Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. Проблемы сохранения цифрового наследия и доступа к киберпространству | Демидов Алексей Александрович Заместитель председателя Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Адрес: 103693, Москва, Китайгородский пр., 7 Тел.: (095) 263-2661 E-mail: demidov@mkrf.ru www.ifap.ru
|
Содержание : О Программе ЮНЕСКО "Информация для всех"
В соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, предоставленным Программе "Информация для всех", последняя должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО – повсеместно способствовать развитию "образования для всех", "свободному обмену информацией и знаниями" и увеличению средств коммуникации между людьми.
Программа должна также содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными.
В рамках Программы будут осуществляться прямые инициативы, оказываться содействие в усилении сотрудничества, проводится исследования и подготавливаться доклады.
Приоритетными направлениями Программы должна быть работа со всеми программами ЮНЕСКО, тесное сотрудничество с организациями системы ООН, другими государственными, межправительственными и неправительственными организациями, коммерческими структурами.
Целями Программы ЮНЕСКО являются:
- создание платформы для всеобщего доступа к информации;
- участие в создании элементов Глобального информационного общества;
- анализ этических, правовых и иных социальных последствий развития информационных и коммуникационных технологий;
- создание рамок для международного и регионального сотрудничества;
- развитие общих стратегий, методов и инструментария для построения правового и свободного информационного общества.
Задачами Программы ЮНЕСКО являются:
- поощрение и расширение доступа к информации с помощью её организации, перевода в электронную форму (оцифрование) и защиты;
- развитие международной рефлексии и дискуссии по этическим, правовым и иным общественным угрозам и вызовам в информационном обществе;
- содействие тренингу, непрерывному образованию и обучению в сфере информации и информатики;
- продвижение использования международных стандартов и передового опыта в сфере информации и информатики в пределах компетенции ЮНЕСКО;
- продвижение сетевого взаимодействия в сфере информации и знаний на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
Основными разделами Программы являются:
1. Развитие информационной политики на международном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Развитие человеческих ресурсов, навыков и умений в век информации.
3. Усиление роли уполномоченных организаций в обеспечении доступа к информации
4. Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента:
5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций:
- Политика Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" строится на том, что образование, наука и культура, наряду со средствами информации и информацией, являются основными составляющими в создании общества знаний.
- Представляется необходимым сконцентрировать усилия в той области, где воздействие ИКТ ощущается наиболее сильно – деятельности и продуктах, произведенных человеческим разумом.
- ЮНЕСКО заявляет, что необходимо последовательно и без всяких исключений инкорпорировать все социально-культурные и этические аспекты и содействовать преодолению цифрового разрыва, ставя развитие человека в центр всех задач.
В этих рамках будут решаться четыре стратегические задачи:
- согласование общих принципов, лежащих в основе общества знаний;
- расширение возможностей получения образования путем обеспечения доступа к разнообразному содержанию и системам его обеспечения;
- укрепление возможностей научных, исследовательских, культурных обменов и передачи информации;
- содействие использованию ИКТ в целях укрепления потенциала, наделению людей большими правами и возможностями, благому правлению и более широкому участию в жизни общества.
О Российском комитете Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" и видении некоторых проблем реализации Программы в России.
В соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Минкультуры России был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех". В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки и культуры, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации.
Комитетом с момента образования была проведена определенная работа по пропаганде идей Программы и привлечению к её реализации широкой общественности. Текст Программы был переведен на русский язык, издан в виде брошюры и распространен по российским организациям, к компетенции которых относится рассматриваемая проблематика. Также текст был размещен на сайтах Минкультуры России, Программы ЛИБНЕТ и собственном сайте Российского комитета www.ifap.ru .
В решении стоящих задач мы исходили из того, что для выработки правильной стратегии деятельности Программы в России необходимо оценить и понять идеологию ЮНЕСКО, приложить её к реалиям и возможностям России, и уже на основании полученных данных формировать политику Российского комитета, определять цели и задачи. Одним из базовых элементов российской национальной стратегии Программы "Информация для всех" могут стать Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа "Культура России" и Федеральная целевая программа "Электронная Россия".
Российский комитет Программы ставит перед собой задачу содействия развитию массива информации, являющейся общественным достоянием и предназначенной служить удовлетворению потребностей человека и общества в областях науки, образования и культуры.
Базовым направлением предполагается сделать формирование массива "информации об информации". В настоящее время сложилась ситуация, когда вопрос об актуальности, объективности и достоверности информации выходит на первый план в решении проблем поиска необходимой информации. Мы предполагаем организовать обсуждение указанных вопросов в режиме Интернет-форума с использованием возможностей портала Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" с последующим доведением результатов обсуждения до сведения органов государственной власти, отвечающих за информационную политику, частных структур а также общественных организаций, работающих в сфере информации и информатизации.
ЮНЕСКО предлагает сегодня активизировать процесс глобального анализа задач, проблем и конечных целей информационного общества, стремясь при этом к укреплению интеллектуального сотрудничества в деле применения информационных и коммуникационных технологий в интересах развития во всех областях своей компетенции. Эту задачу предполагается решать путем сбора и распространения актуальной информации, содействия обсуждению междисциплинарных вопросов, обсуждения спорных вопросов с целью достижения согласия в отношении принципов, применимых к киберпространству – таких как:
- гарантия доступности информации;
- применимость законодательства об интеллектуальной собственности к объектам в сети Интернет;
- пределы допустимости вмешательства государства в информационные отношения в бизнесе и обществе;
- информационная безопасность;
- соотношение моральных, религиозных, корпоративных и правовых регуляторов в противодействии распространению асоциальной информации и многих других вопросов.
Российский комитет Программы полностью согласен с подобным подходом. Основной задачей Программы в решении названных проблем видится укрепление роли Российского комитета в качестве организации интеллектуального форума и выполнения функции центра обмена информации по социально-культурным, правовым и этическим аспектам информационного общества. Эта установка нашла подтверждении в документе Постоянного Представительства Российской Федерации при ЮНЕСКО по вопросу об участии ЮНЕСКО во Всемирном саммите по информационному обществу, где было сказано, что на Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" целесообразно возложить часть координационных функций по подготовке рекомендаций к Женевской встрече 2003 г. и Тунисскому саммиту 2005 г. Это обоснованно тем, что Межправительственный совет данной программы, в состав которого входит и Россия в лице многим здесь известного Евгения Ивановича Кузьмина, является платформой обсуждения всех вопросов, связанных с разработкой рекомендация для Всемирной встречи. И само собой разумеется, что Российский комитет реализуя эту функцию не мог не обратить внимание на конференцию ЭХОЛОТ и на предстоящую конференцию EVA –2002, на которых будет рассматриваться существенная часть вопросов развития киберпространства в приложении к таким сложным вопросам как аудиокультурология и аудиоархивистика.
Необходимо отметить, что прогрессивное мировое сообщество идет сегодня по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали с акцентом на публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.
Как положительный пример создания глобальной службы Всемирной сети Программа ЮНЕСКО представляла онлайновую Обсерваторию по вопросам информационного общества. Указанная структура эффективно действует с 2001 г., отслеживает официально принятые законы, рабочие планы и политику, освещает деятельность ведущих учреждений и организаций, национальные и международные мероприятия, связанные с информационным обществом. Её основная задача состоит в распространении информации о развитии этической, правовой и социальной проблематики в киберпространстве и в содействии разработке политики в области ИТК. Используя указанный опыт Российский комитет выступает с инициативой создания на своём сайте ресурса Обсерватория.RU на котором предполагается разместить ссылки на актуальные и качественные ресурсы русскоязычного сегмента Интернет по рассматриваемой проблематике.
О вопросах сохранения цифрового наследи.
В апреле 2002 г. в Париже Межправительственный совет Программы "Информация для всех" рассмотрел на своем заседании вопрос о подготовке Хартии о сохранении цифрового наследия.
Документ был подготовлен для ЮНЕСКО Европейской комиссией по вопросам сохранения и доступа. Структурно он состоит из доклада Генерального директора Исполнительного совета ЮНЕСКО, содержащего аргументацию и процедуры рассмотрения проекта Хартии, приложения № 1 "Сохранение цифрового наследия" и приложения № 2 "Элементы для хартии".
Представляется необходимым обозначить следующие узловые вопросы проблемы, изложенные в документе.
Значительная часть мировых информационных ресурсов имеет цифровую форму и хранится в самых разных форматах. Это тексты, базы данных, звукозаписи, фильмы, изображения и т.д. Перед учреждениями культуры, на которые традиционно возлагаются задачи сбора и хранения культурного наследия, а также перед архивами, учреждениями образования и науки, встает весьма непростой и насущный уже сегодня вопрос: какие из оцифрованных материалов должны быть сохранены для будущих поколений и каким образом их следует отбирать и сохранять?
С появлением цифровых СМИ образовалась новая сложная среда. Обновились не только сами средства массовой информации, но коренным образом изменились содержание и средства их распространения. И здесь перед государством и обществом возникает проблема, информацию каких электронных СМИ хранить и каким образом?
В связи с этим возникла необходимость срочно определить четкие рамки, позволяющие облегчить усилия по сбору, классификации и сохранению новых элементов культурного наследия. Исходя из этого ЮНЕСКО приступила к разработке руководящих принципов, определению задач и ответственности в области цифрового наследия, которые должны лечь в основу Международной хартии о сохранении цифрового наследия.
Одним из узловых вопросов проблемы сохранения цифрового наследия является необходимость адаптации либо расширения правовых рамок, применимых для новой цифровой среды.
Эти и многие другие проблемы, поднимаемые в проекте хартии вызывают целый ряд вопросов, касающихся российской действительности.
29 мая 2002 г. на заседании Научно-технического совета Министерства Российской Федерации по связи и информации был рассмотрен вопрос "О проекте хартии о сохранении цифрового наследия", в подготовке которого принимали участие и представители Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Необходимо отметить, что рассмотрение этого вопроса в России были инициировано Комитетом и мы намерены и далее заниматься указанным вопросом.
Решением НТС Минсвязи России вопрос о сохранении цифрового наследия был признан важным и актуальным для России, требующим комплексного подхода.
Предложено обратить внимание Правительства России на необходимость решения проблем цифрового наследия в рамках ФЦП "Электронная Россия". Также принято решение просить уполномоченные федеральные органы и организации создать представительную комиссию специалистов для подготовки концептуальных предложений по сохранению цифрового наследия.
Для максимально широкого обсуждения проекта хартии о сохранении цифрового наследия Российский комитет принял решение разместить документы о хартии на создаваемом в настоящее время Веб-сайте Комитета для обсуждения в режиме форума.
Помимо разработки хартии о сохранении цифрового наследия ЮНЕСКО имеет в своем арсенале еще ряд проектов, направленных на построение глобального информационного общества и обеспечение сохранности цифрового наследия. В настоящее время ЮНЕСКО разрабатывает "Рекомендацию о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству". Эта рекомендация направлена на поиск консенсуса по ряду общих принципов, способствующих развитию, сохранению и распространению информации на всех языках с использованием всех алфавитов. Предполагается, что она поможет решить некоторые проблемы в равноправном и широком доступе к информационным сетям и информации. В проекте рекомендации особо подчеркнута необходимость проведения анализа указанных вопросов в постоянном режиме на международном уровне. Документ, содержащий идеологию и политику решения задач многоязычия в Интернет предстоит создать до конца 2003 г.
|